[ ЯКОВЛЕВ Александр Евгеньевич ] (13.6.1887, Петербург- 12.5.1938, Париж) -живописец, график, монументалист, сценограф, педагог. Родился в семье морского офицера. Рано обнаружил любовь к рисованию и после окончания гимназии К.Мая в 1904 поступил в Высшее художественное училище при петербургской Академии художеств. С 1907 вместе с В.Шухаевым, пожизненным другом, Я. учился в мастерской Д.Кардовского в Академии художеств, став приверженцем его школы реализма. "Он выбрал принципы академической живописи... За ней стоял авторитет строгой, серьезной школы, чудились тени великих мастеров прошлого", - писали критики о раннем творчестве Я. Для него на долгие годы основной стала работа с натуры. Вместе с тем Я. стремился выйти за рамки "неоакадемизма", насаждавшегося Кардовским, в реализме он искал своих решений, что дало основание Э.Голлербаху отметить: "Во всех произведениях Я. академическая крепость рисунка сочетается с оригинальной стилизацией: в творчестве его нашел выражение особый графический уклон живописи, отмеченный замечательной четкостью линий и твердой моделировкой формы". Одновременно в годы учебы, проводя вместе с сокурсниками лето в селе Бармино на Волге, Я. исполнил серию портретов и этюдов в типично импрессионистской манере, правда, не закрепившейся у него. Творческий поиск привел его, как и Шухаева, к пониманию больших возможностей мало освоенных в России техник сангины и темперы, которые он постигал в мастерской техники и технологии живописи под руководством профессора Д.Киплика. В те же годы в мастерской Кардовского Я. овладевал приемами театрально-декоративного искусства. В 1910-е много занимался графикой, его карикатуры печатались в журналах "Сатирикон", "Новый Сатирикон", иллюстрации - в "Ниве" и "Аполлоне". Участвовал в выставках Академии художеств, Союза русских художников (член Союза с 1911), "Мира искусства" (член этого объединения с 1913) и др. Картина Я. "На академической даче", выставленная на Балтийской выставке в Мальмё (1912), вызвала восторженные отклики, в частности, А.Бенуа, который до последних дней жизни Я. внимательно следил за его творчеством. --- В 1913 Я. окончил курс Академии художеств, получив звание "художника" за картины "В бане" и "Купание" и возможность стажировки за границей. В январе 1914 вместе с Шухаевым выехал в Италию, провел за границей полтора года, кроме Италии посетив Испанию и остров Майорку, В 1915 вернулся в Петербург и в том же году на выставке "Мир искусства" показал выполненные за границей работы маслом и сангиной. "Музейный", "антикварный" стиль работ Я., выработанный под впечатлением от живописи итальянского Возрождения, вызвал одобрение части критиков, заговоривших о "неоклассицизме" Я" другая часть осудила Я. за "манерность" и "эклектизм". Совет Академии художеств продлил заграничную стажировку Я., однако начавшаяся 1 -я мировая война нарушила планы. С 1916-17 Я. всерьез осваивал монументальную живопись: вместе с Шухаевым выполнил роспись плафона "Девять муз" в особняке Фирсановой в Москве. По инициативе А.Щусева разрабатывал (при участии Шухаева) проект росписи зала ожидания Казанского вокзала в Москве и церкви Николая Мирликийского в итальянском городе Вари (для этого выезжал с Шухаевым в Ферапонтов монастырь, где копировал фрески Дионисия). Участие в объединении "Мир искусства" не удовлетворяло Я., и в 1917 вместе с Кардовским и Шухаевым он учредил "Цех живописцев Святого Луки" с целью передачи "подмастерьям" опыта классического искусства: преподавал рисунок в Новой художественной мастерской, Институте истории искусств, на Женских курсах Е.Богаевой. В 1917 Я. был командирован Академией художеств в Китай; провел в Китае, Монголии и Японии несколько лет, изучая культуру этих стран (особенно театр), создав несколько сотен рисунков и картин; они были выставлены в галерее Барбизанж в Париже, куда в 1919 перебрался Я. В 1922 издатель Люсьен Вожель, поддерживавший художников-эмигрантов, выпустил альбом репродукций с выставки, утвердивший славу Я. "одного из самых уникальных и значительных художников XX века". --- Парижский период деятельности Я. - необычайно многообразный и плодотворный: Я. работал интенсивно и феноменально быстро. Он участвовал во многих европейских и американских выставках, в том числе в выставке живописи, организованной Институтом Карнеги в Питсбурге (1924), принесшей ему известность в США. В 1924-25 участвовал в рекламной экспедиции по Африке, организованной французской автомобильной фирмой "Ситроен" ("Черный рейс"), создал там сотни рисунков и картин, выставленных в галерее Шарпантье (1926). Выставка стала сенсанцией, Л.Вожель выпустил новый альбом работ Я., а в 1927 за картины о жизни африканского континента Я. был награжден орденом Почетного легиона. После поездки в 1928-29 в Италию (острова Сицилия и Капри, Геркуланум, Помпеи) Я. создал серию широкоформатных полотен в стиле помпейской живописи на сюжеты греческих мифов. В те же годы Я. не прекращал занятий фресковой живописью (внутренние росписи концертного зала частного дома на улице Перголез в Париже - совместно с Шухаевым); иллюстрировал для парижских издательств книги о японском и китайском театрах. Помимо частных заказов (например, большая серия портретов деятелей балетного театра), Я. писал декорации для парижских театров, выполнил стенные панно для ресторана "Лань", расписывал зал гостиницы "Князь Юсупов" и купол Оперы Иды Рубинштейн в Париже. В 1931-32 участвовал во второй экспедиции фирмы "Ситроен" по странам Азии ("Желтый рейс"). Результатом поездки стала новая выставка в галерее Шарпантье (1933), прошедшая с неменьшим успехом, что и предыдущая. --- В 1928 состоялась единственная выставка работ Я. в Ленинграде после его отъезда из России. Выставлялись, главным образом, репродукции Л.Вожеля и картины из Русского музея. --- Выставка получила очень высокую оценку. Искусствовед В.Воинов сравнивал рисунки Я. с рисунками Гольбейна и Энгра.Э.Голлербах писал о Я.: "Мастер, обладающий исключительной зоркостью глаза... Утонченная техника старых мастеров сочетается с большой психологической выразительностью". --- В последнее десятилетие жизни Я. испытывал определенное влияние современных французских художников, с которыми его связывали дружеские отношения (особенно с Сегонзаком, одним из вождей новой парижской школы). Свой огромный арсенал графической техники он сочетал с чисто живописными задачами, подчиненными цвету; искусство Я. становилось синтетическим. В 1935 он был приглашен в Бостон, где преподавал живопись и рисунок в школе при Музее изящных искусств. Совершил поездки по США и Мексике. В 1937 возвратился в Париж и умер на гребне популярности и славы, после операции на запущенной опухоли. Посмертные выставки работ Я. прошли в 1939 в Нью-Йорке и Сан-Франциско. В некрологе А.Бенуа писал: "Творчество Я. колоссально, но оно до сих пор не оценено по достоинству... Таких, как он, вообще не судят: их принимают от Провидения такими, какими они созданы для нашего же счастья и радости". --- Вторично признание пришло к Я. посмертно в 1960-70-е. Ретроспективные выставки его работ прошли сначала во Франции (1965, 1967), в США (1972), затем в Ленинграде в Русском музее (1988) к 100-летию со дня рождения Я. и Шухаева. Картины и рисунки Я. рассеяны по всему миру в частных собраниях и музеях Франции, Бельгии, Германии, Италии, США, Японии, Грузии и ftp- стран. Значительно меньше их в России, главным образом это ранние работы, сосредоточение в Русском музее, Третьяковской галерее и провинциальных музеях. --- Соч.: Путевые заметки // Вест. знания, 1928, № 1 1: [Письма к Д.Н.Кардовскому]/ Д.Н.Кардовский. Об искусстве.М., 1960. --- Лит.: Радлов Н.Э. Цех Святого Луки // Аполлон, 1917, № 8/10; Маковский С. Силуэты русских художников, Прага, 1922; Volotaire М. Alexander lakovieff // The Studio, 1926, vol. 92; Голлербах Э.Ф. Современные русские художники за границей // Вест. знания, 1928, № 6; Birnbaum М. Jacovieff and Other Artists. New York. 1946; Щербакова Г. Художник-атташе // Художник, 1990, № 8. --- Арх.: РГАЛИ, ф. 2744; ГРМ, ф. 106, 137 и др.; РГИА, ф. 789. --- А. Кузнецов ---
|