[ ЮШКЕВИЧ Семен Соломонович ] (25.12.1868 [1869 - ?]), Одесса - 12,11.1927, Париж) прозаик, драматург. Из семьи еврея-торговца. Окончил 5 классов гимназии в Одессе, служил в аптеках. В Париже учился на медицинском факультете университета (сдал экзамены в 1902). Печататься начал в "Одесском листке". Литературный дебют Ю, - рассказ "Портной" (1897) - положительно оценил В.Короленко. Известность Ю, принесла автобиографическая повесть "Распад" (М., 1902) - о крушении патриархального уклада жизни местечкового еврейства. Сотрудничая в сборниках "Знание", Ю. зарекомендовал себя как бытописатель жизни в "черте оседлости". В 1903-8 в издательстве "Знание" вышло собрание сочинений Ю. в 5-ти томах, в 1914-18 - полное собрание сочинений (т, 1-15). --- Наряду с прозой Ю. писал в 1900-6 пьесы: "Чужая", "Голод", "Деньги", "Король". Пьесу "В городе" (1905) поставил В.Мейерхольд, другие постановки успеха не имели, а спектакль Художественного театра "Miserere" (1909) вызвал протесты еврейской общественности. По отзыву К.Чуковского, Ю. - "певец горя человеческого... Он обнаружил большое знание еврейского быта", но в некоторых рассказах "банален... и равнодушен в изображении персонажей". В.Ходосевич также писал о произведениях Ю. раннего периода ("Хаимка и Иоська", "Распад", "Кабатчик Гейман", "Невинные", "Евреи" и др.), что "все это в сущности вариации одной главной темы о невероятных человеческих страданиях, темы о людях, замученных нищетой, голодом, побоями, злобой, развратом, непосильным трудом". В пьесе "Мендель Спивак" (1907-18) Ю. впервые обрисовал представителя еврейского пролетариата. После 1907 в прозе и драматургии Ю. появляется еврейская буржуазия, осваиваются сатира и гротеск ("Комедия Брака", 1911; "Бес", "Человек воздуха", "Повесть о господине Санькине", 1916). В 1908 издана 1-я часть романа "Леон Дрей", законченного в эмиграции. --- В 1918-19 Ю. работал редактором в Одессе; в Бессарабском издательстве вышел "Южный альманах" с его произведениями и под его редакцией. В 1920 эмигрировал в Румынию, затем во Францию. В 1921 выезжал в США, но вскоре возвратился в Европу, жил в Германии (Вормс), в окрестностях Парижа. Сотрудничал в журналах "Воля России", "Современные записки", "Звено". В Берлине в 1922 вышел роман Ю. "Леон Дрей"; тираж его был скуплен Союзом христианской молодежи и сожжен, негативное отношение вызвал он и в др. кругах эмиграции, главным образом, из-за одиозности героя - современного аналога Хлестакова. По словам Ходасевича, он - "ничтожество, дрянь, пустышка, выскочка ...пошляк, развязный и наглый враль, ...путем беззастенчивой лжи, безграничного себялюбия... при полном отсутствии нравственных издержек ...со сверхестественной легкостью становится центром, вокруг которого все вращалось... Хам, оценивший свои силы, переступает через все". В Берлине Ю. издал также пьесу "Похождение Леона Дрея". Отпрыском Леона Дрея назвала критика героя юмористического рассказа "Дудька" - мелкого торгаша, который в 1917 кричал "Ура!", "Долой!", а в 1918 стремился "сделать миллион", главным образом, в своем воображении. --- Книга "Эпизоды" (Берлин, 1923) - зарисовки судеб евреев-дельцов, разбогатевших в годы революции, описание реквизиций, заложничества, грабежей, бегства за границу. В предисловии к одному из изданий (М.-Л., 1926) Л-Авербах писал: "Эта книга о нашем враге и это книга, врагом написанная о находившихся по ту сторону баррикад... У них вместо разума страх, трусливый трепет... Его персонажи кажутся карикатурами". Иначе оценила "Эпизоды" эмигрантская критика. По мнению А.Бахраха, это "в глубокой сути своей книга подлинно трагическая и горькая, лишь написанная в ключе юмора". --- Среди зарубежных произведений Ю. сборник "Автомобиль и другие рассказы" (1922), "Улица" (1924), "Голубиное царство" (1923), пьесы "Облака. Четыре картины", "Семья", повесть "Вышла из круга" (Париж, 1921). Спектакли по пьесам Ю. ставились в Париже, НьюЙорке, Берлине, Вене. Посмертно были изданы книги "Одинокие" (1929) и сборник рассказов "Семь дней" (1933). Действие их Ю. перенес в русскую среду, отказавшись от гротеска, рассматривая "тему случая" в жизни. Рассказы из книги "Посмертные произведения" (Париж, 1927) получили невысокую оценку Ю.Айхенвальда.М.Осоргин согласился с тем, что Ю. был не "писателем еврейского происхождения", а "русским писателем, писателем русской литературы", вводившим в нее простого еврея - живого человека. В свое творчество, писал Ст.Иванович, Ю. вложил "еврейскую душу, еврейское сердце, еврейские нервы и еврейский ум". По словам П.Милюкова, это было "служение русской литературе", писатель "дал понять и почувствовать жизнь еврейского народа". --- Лит.: Зайцев Б.С.С.Юшкевич (1869-1927) // СЗ, 1927, № 31; Памяти С.С.Юшкевича // Звено, 1927, 20 февр. (№ 212); Алексеев А.Д. Литература русского зарубежья. Книги 1917-1940. Материалы к библиографии. СПб., 1992. --- Е. Трущенко
|