[ ХЕИФЕЦ Яша ] (наст. имя Иосиф) (20.1.1901, Вильно - 16.10.1987, БеверлиХиллз, Лос-Анджелес, шт. Калифорния, США) - скрипач-виртуоз, педагог. Первые уроки на скрипке получил в возрасте трех лет у своего отца, Рувима Х. - выходца из города Пулавы (Польша), скрипача-самоучки, игравшего на свадьбах (клейзмера). С 4-х лет начались занятия под руководством одного из лучших скрипачей и педагогов города И.Малкина, ученика Л.Ауэра, преподававшего в Виленском музыкальном училище Русского музыкального общества. Дарование Х. стремительно развивалось. Уже в 1906 он впервые выступил на выставке "Искусство в жизни детей", а 7 декабря исполнил на вечере училища "Пасторальную фантазию" Зингеле и 12 декабря - "Арию с вариациями" Берио. В 1908 он играл "Балладу и Полонез" Вьетана и его слушал Ауэр, высоко оценивший дарование юного скрипача. В следующем году 8-летний Яша исполнил в Ковно с оркестром концерт Мендельсона. В том же году он окончил музыкальное училище исполнением Второго концерта Венявского. Большую помощь в обучении Х. оказало виленское Еврейское общество, Оно же дало средства для переезда семьи в Петербург и поступления Х. в 1910 в Петербургскую консерваторию в класс Ауэра, --- Первый год Х. занимался с ассистентом Ауэра - И.Налбандяном, затем перешел в класс профессора. 17.4.191 1 состоялся дебют Х. в Малом зале консерватории. В программе были концерты Мендельсона, Второй Венявского (2-я и 3-я части), Рондо-каприччиозо Сен-Санса, Паганини-Ауэр Каприс; аккомпанировал Э.Бай. 30 апреля был исполнен концерт Мендельсона с оркестром под управлением А.Глазунова. Этот же концерт был сыгран 13 мая в Павловском вокзале. Вскоре последовали 3 концерта в Одессе, а также в Варшаве и Лодзи. В том же году вышла первая пластинка с записью игры 10-летнего артиста - "Пчелки" Шуберта и "Юморески" Дворжака ("Звукопись", № 215и217). --- В 1912 Х. исполнял концерты Чайковского, Бруха, Эрнста, Чакону Баха, "Цыганские напевы" Сарасате и др. сочинения. Начало мировой славы Х. положили 7 концертов в Берлине, где он выступал с оркестром Берлинской филармонии под управлением В.Сафонова (24 мая) и А.Никиша (28 сент.). 8 концертов состоялись в других городах Германии - Дрездене, Гамбурге, а также в Праге. Несмотря на то, что Х. играл на 3/4 скрипке, он поражал слушателей полным звучанием необычайной красоты и выразительности, блистательной виртуозностью и легкостью исполнения, энергией и безупречным вкусом. Критика уже тогда отмечала его серьезные достижения в области интерпретации, Лето 1912 Х. провел вместе с Ауэром в местечке Лошвиц (близ Дрездена), где исполнил вместе с Тошей Зейделем Двойной концерт Баха. Немецкая критика назвала Х. "Ангелом скрипки". 4 ноября в Грюнвальде игра Х. была запечатлена на фонографических валиках (хранятся в Пушкинском доме в Петербурге). Он исполнил "Восточную мелодию" Кюи, Гавот Баха-Бурместра, "Прекрасный розмарин" Крейслера (который ему аккомпанировал на одном из вечеров в Берлине) и "Цыганские колокольчики" (автора установить не удалось), В том же году состоялось его выступление в Варшаве на Выставке художников. --- В 1913 Х. выступал в Москве, Вильно (где играл концерт Бетховена), Лейпциге и Вене (оркестром дирижировал В.Сафонов). 21 января следующего года он впервые играл в Петербурге концерт Глазунова под управлением автора, выступал в Витебске, вновь дал концерты в Берлине. Эти годы вся семья Хейфецов (у них были еще две дочери, одна из которых занималась на фортепиано в Петербургской консерватории) жила на гонорары, получаемые с концертов Яши. Ауэр поощрял выступления мальчика, считая, что они ему не повредят, ибо он уже был, по его мнению, сформировавшимся артистом. В Германии семью застало начало 1-й мировой войны. Юному скрипачу предложили дать концерты в пользу раненых немецких солдат, но тот отказался. Тогда члены семьи Хейфецов были объявлены пленными и лишь через 4 месяца им удалось вернуться домой. --- В 1915 Х. неоднократно выступал в Петрограде, исполнял сонаты Франка, Грига, "Дьявольские трели" Тартини, Первый концерт Паганини (8 апр., единственный раз в жизни) и его же вариации "Пальпити", а в следующем году - "Кампанеллу", Третий концерт СенСанса, множество скрипичных пьес. Он - уже признанный виртуоз, поражавший совершенством игры, безукоризненностью стиля. Лето 1916 Х. провел вместе с Ауэром в Норвегии около Христианин: выступал в городе и на приеме у короля. Американский импрессарио, покоренный его игрой, подписал с юным скрипачом контракт на выступления в следующем году в США. --- В 1917 Х. давал концерты в Петрограде и Саратове. В его репертуаре появились концерты Моцарта (A-dur), Конюса, "Вариации на английский гимн" Паганини, "Шотландская фантазия" Бруха, Каприс № 24 Паганини-Ауэра. Последний раз он играл в Петрограде на Концерте-митинге эсеров, где выступал А.Керенский, Путь в Америку из-за войны пролегал через Сибирь, 8 июля семья Хейфецов (кроме дочерей) отплыла на пароходе из Владивостока в Японию, а оттуда в Америку. 27 октября Х. с невероятным успехом дебютировал в КарнегиХолл. Он исполнил Чакону Витали, Второй концерт Венявского, "Ave Maria" Шуберта-Вильгельми, Менуэт Моцарта, Ноктюрн ШопенаВильгельми, "Хор дервишей" и "Турецкий марш" Бетховена-Ауэра, "Мелодию" Чайковского и Каприс № 24 Паганини-Ауэра. Аккомпанировал Андрэ Бенуа. Критика отмечала, что "большая аудитория включала всех профессиональных скрипачей, находящихся в радиусе 200 миль", что искусство Х. "переходит границы возможного", что это - "светящееся пророчество", что Х. - "настоящий гений", "концентрация высших скрипичных и музыкальных качеств", что его игра - "проникновенная красота". Х. стал "идолом американской публики" и на протяжении года дал только в Нью-Йорке свыше 30 концертов. Его искусство было запечатлено на 10 пластинках. В следующем году появилось еще 9 записей. Все они сделаны на скрипке Тонони, на которой Х. играл с 13 лет. Затем один из его почитателей предоставил ему для выступлений скрипку Страдивари 1731, позднее Х. приобрел ее в собственность. --- С этих пор началась интенсивная гастрольная деятельность Х. В 1939 он утверждал, что уже 4 раза совершил кругосветное путешествие, а по протяженности маршрутов дважды добрался до Луны, В 1920 он впервые выступил в Лондоне, в следующем году совершил большое турне по Австралии. В 1922, 1924, 1925 снова давал концерты в Англии, в 1923 состоялось его длительное турне по Востоку. В 1925 Х. принял американское гражданство, В следующем году прошли его гастроли по странам Южной Америки и Ближнего Востока. Он играл с лучшими оркестрами мира и получал наивысшие гонорары среди исполнителей. --- В 1929 Х. женился на известной американской кинозвезде Флоренс Арто (до этого бывшей замужем за выдающимся американским кинорежиссером Кингом Видором). В следующем году у него родилась дочь Жозефа (ставшая впоследствии пианисткой и композитором, занималась в Париже у Д.Мийо), ав 1932сын Роберт. --- В 1933 состоялась премьера Второго скрипичного концерта М.Кастельнуово-Тедеско "Пророк", посвященного Х. Оркестром НьюИоркской филармонии дирижировал А.Тосканини, высоко ценивший талант скрипача, В 1934 Х. приезжал в Россию. Во время проезда через фашистскую Германию он отказался там выступать. 6 концертов артиста в Москве и Ленинграде, выступления перед студентами консерваторий (где он также отвечал на вопросы) прошли с огромным успехом, Его игра во многом перевернула устоявшиеся представления и оказала заметное воздействие на исполнительство и педагогику. Ученый совет Московской консерватории провел специальное заседание, посвященное анализу игры Х. С докладом выступил ученик Ауэра - Л.Цейтлин.Х. были показаны малолетние виртуозы - НЛатинский, Л.Гилельс, М.Фихтенгольц, Б.Гольдштейн.Х. предложил взять их с собой в Америку для обучения, но не нашел поддержки. --- В 1938 Х. снялся в игровом фильме "Shall Play Music", где играл самого себя, Это - первая видеозапись игры великого артиста, --- В 1939 Х. впервые исполнил посвященный ему концерт Уолтона. В 1940 купил дом в Веверли-Хиллз, а также небольшой домик неподалеку в местечке Малибу на берегу океана. В том же году начал преподавательскую деятельность в университете Южной Калифорнии (его занятия в мастерклассе запечатлены на пленку в 1952), концертировал в Южной Америке. Во время 2-й мировой войны Х. вместе с С.Рахманиновым, М.Андерсен, Ж.Пирсом и др. музыкантами много выступал в госпиталях и перед солдатами. В эти годы он играл на скрипке Гварнери дель Джезу 1742 "Давид", которая ранее принадлежала Ф.Давиду и А.Вильгельми. --- В 1945 Х. развелся с женой, а в начале 1947 женился на Френсис Шпигельберг. В следующем году родился его сын Иосиф. К 1950 относятся съемки фильма о Х. - встреча со студентами Калифорнийского университета. В 1953 во время гастролей в Израиле на Х. было совершено покушение - он получил удар металлической палкой по правой руке, что, к счастью, не привело к серьезным повреждениям. Постепенно Х. сокращал свои гастроли, начинал больше играть в ансамбле с Г. Пятигорским, У. Примрозом, А. Рубинштейном. Большим событием было выступление Х. с исполнением концерта Бетховена 9.12.1959 в ООН вовремя одного из юбилеев организации. В 1962 Х, развелся со второй женой и еще более сократил число своих сольных концертов (за этот год он выступил всего 6 раз), зато записал много камерной музыки с Пятигорским, пианистом Л.Пеннарио и др. артистами. В 1968 он практически прекратил выступления. В интервью Х. говорил: "Я исчерпал свою долю гастролей. У меня больше нет интереса к этой карьере". Последние выступления Х., запечатленные на пленке, состоялись в 1970 ("Шотландская фантазия" Бруха, Чакона Баха, Пассакалья Генделя, миниатюры). В 1972 Х. дал прощальный концерт в Лос-Анджелесе, где сыграл Сонаты Франка и Р.Штрауса, "Цыганку" Равеля, три части Третьей партиты Баха и миниатюры. Аккомпанировал Брук Смит. В 1975 Х. перенес операцию плеча, что лишило его возможности играть. --- Творческая деятельность Х. - блистательная страница мирового скрипичного искусства. Его по праву называли "Паганини XX в.", "Император скрипки". Х. в определенной мере свойственны романтические традиции скрипичного исполнительства, идущие от Венявского, русской школя, связанные с повышенным эмоциональным тонусом, патетикой, драматизацией образов, усилением контрастов. В чем-то его искусство перекликается и с декламационной манерой, свойственной русским певцам, в первую очередь Ф.Шаляпину. Эти черты особенно ярко раскрывались в интерпретации им концертов Брамса, Сибелиуса, Вьетана, Чайковского, "Шотландской фантазии" Бруха и др. сочинений. В то же время в манере игры Х. отчетливо проявлялось интеллектуальное начало, предельное внимание к воплощению целостной формы сочинения. В концертах Моцарта, Бетховена, сонатах и партитах Баха он сдержан в выражении, классически величественен, порой даже производит впечатление некоторой холодности, отстраненности. Исполнительскому стилю Х. присущи мужественность, волевой напор, огромный масштаб трактовки, динамичность и поразительная красочность редкого по красоте тембра звучания скрипки. Особая певучесть, свойственная славянской исполнительской школе, пронизывает не только мелодические, но и все технические места. Он широко применял прием portamento, микроглиссендирования пальцев, что приближало звучание его инструмента к выразительному человеческому голосу. Стремление к яркости, светлости тембра подчеркивалось им предельно острой акцентировкой, особым приемом вибрато, при котором преобладает движение пальца вверх от основного тона ("я вибрирую только вверх, вверх", "беру ноту чуть выше ожидаемой высоты"). --- Всего Х. было записано свыше 200 дисков скрипичных и камерных сочинений. В его репертуаре была практически вся концертная скрипичная литература. Он исполнял на эстраде и вышедшие уже из широкого репертуара произведения - концерты Шпора, Вьетана, Бруха, "Венгерские напевы" Г.Эрнста и др. В то же время он много играл музыку XX в. Представляет большой интерес и недостаточно оцененная педагогическая деятельнсть Х. На протяжении 20 лет он руководил классом скрипичного мастерства в университетах Калифорнии. В классе он много показывал, советовал играть гаммы, этюды Крейцера, сонаты и партиты Баха. Съемки его уроков дают представление о тонких деталях его педагогического метода, обращение к врожденным способностям ученика, его разуму. Он говорил, что "скрипач владеет технологическими элементами потому, что они заложены в нем самом, и, как правило, добивается через свои интеллектуальные способности больше, чем через механические возможности". Он не был сторонником многочасовых занятий, утверждая, что "три часа занятий - счастливая середина, это создает впечатление большой легкости. То, что люди говорят, будто занимаются шесть, семь или восемь часов в день - это смешно. Я не смог бы жить в таких условиях". Среди лучших учеников Х. Эрик Фридман, лауреат 3-го Международного конкурса им.П.Чайковского в Москве, известный французский скрипач Пьер Амояль. --- Х. посвящено много скрипичных сочинений, среди них концерты Кастельнуово-Тедеско, Уолтона, Л.Грюнберга, Третий концерт И.Ахрона, М.Роша, Фантазия на темы оперы Россини "Севильский цирюльник" Кастельнуово-Тедеско, Фантазия на темы оперы Визе "Кармен" Ф.Ваксмана.Х. - один из крупнейших мастеров транскрипции XX в. Ему принадлежит свыше 200 транскрипций и переложений пьес XIX и XX вв. для скрипки и фортепиано, которые показывают блистательное знание скрипичной выразительности, острое ощущение современного стиля. Наибольшую популярность приобрели из них "Хора стаккато" Г.Динику, 5 фрагментов из оперы "Порги и Бесе" Дж.Гершвина (который собирался написать для Х. концерт), Рондо И.Гуммеля, "Старая Вена" Л.Годовского, "Полет шмеля" Н.Римского-Корсакова, Марш из оперы "Любовь к трем апельсинам" С.Прокофьева, "Танец с саблями" из балета "Гаяне" А.Хачатуряна, пьесы Альбениса, Аренского, Ахрона, Бородина, Дворжака, Дебюсси, СенСанса, Рахманинова, Вивальди, Баха, Гайдна и мн. др. Ему принадлежат также каденции к концертам Брамса и Моцарта D-dur (KV 218). --- Х. был разносторонне развитым музыкантом, Он прекрасно играл на рояле, нередко аккомпанировал в классе Ауэра своим товарищам, одно время работал дирижером "Metropolitan Opera" в Нью-Йорке, писал музыку к некоторым кинофильмам: обладая незаурядным чувством юмора (нередко переходящего в сарказм), записал юмористический диск, имитируя плохую скрипичную игру (под именем "Joseph Hague" - инициалы J.H,), где играл "Интродукцию и рондо-каприччиозо" Сен-Санса, Каприс № 13 Паганини, "Хабанеру" Сарасате, Сонату № 1 Шуберта. Есть его записи с джазовым певцом Б.Кросби и т.д.Х. был прекрасным спортсменом, особенно любил теннис, плавание на яхте, вождение автомобиля, --- В Сан-Франциско в музее "Fine Arts" имеется экспозиция, посвященная Х., там же хранится его скрипка Гварнери дель Джезу и организуются, по его завещанию, "Вечера скрипки Гварнери-Хейфеца". Архив Х. находится ныне в Библиотеке Конгресса. Скрипка Страдивари и смычок Киттеля, подаренный Яше его учителем Ауэром, переданы в Музей "Metropolitan Art" в Нью-Йорке. С 1992 на родине Х., в Вильнюсе, проводятся конкурсы им. Хейфеца для молодых скрипачей. --- Лит.: Раабен Л. Жизнь замечательных скрипачей. М.-Л., 1967; Roth Н. Jascha Heifetz / Master Veolinists in Perfomance. Los Angeles, 1982; Ойстрах И. Памяти Яши Хейфеца // Сов. музыка, 1988, № 4; Axelrod Н. Heifetz. 3 ed. New York, 1990; The Strad, 1988, dec. [номер, посвященный Хейфецу]. --- В. Григорьев ---
|