[ СУРГУЧЕВ Илья Дмитриевич ] (15.2.1881, Ставрополь - 19.11.1956, Париж) - прозаик, драматург, очеркист. Родился в семье разбогатевшего крестьянина, переселившегося в город. Занимался самообразованием и, закончив гимназию, уехал в Петербург. Поступил на восточный факультет Петербургского университета, окончил китайское отделение в 1907. Начал печататься в студенческие годы в ставропольской газете "Северный Кавказ", в петербургских журналах "Вестник Европы", "Журнал для всех" и др.; вошел в круг литераторов книгоиздательства "Знание", руководимого тогда М.Горьким, В конце 1900-х вернулся в Ставрополь, сотрудничал в местной печати, участвовал в общественно-политической жизни (выдвигался кандидатом в Гос. думу). В то же время не порывал с петербургскими изданиями, переписывался с Горьким, Л.Андреевым и И.Буниным, высоко оценившим талант С. В 1912в сборнике "Знание" (№ 39) вышла повесть С. "Губернатор", имевшая большой резонанс. Описывая жизнь крупного русского провинциального города тех лет, С" в отличии от других писателей-современников, избегая натурализма, сосредоточил внимание на душевной жизни своих героев. Нравственно-философское начало преобладало и в последующих рассказах С., в которых, ставя героев лицом к лицу со "смыслом жизни", он избегал модных в декадентских кругах мотивов безысходности и тоски. Определенное влияние на прозу С. тех лет оказал Чехов и дидактика поздних произведений Л.Толстого, "Победа в глубине человеческих сердец" С. интересует больше, чем общественно-политическая "злоба дня" (типичны в этом смысле его рассказы "Счастье", "В поезде", "Родители"). --- В 1913 в Александрийском театре Петербурга была поставлена первая пьеса С. - "Торговый дом" с М.Савиной в главной роли. По просьбе присутствовавшего на спектакле К.Станиславского следующую свою пьесу "Осенние скрипки" С. передал в Московский Художественный театр. В 1915 она с большим успехом была показана в МХТ в Москве и в Петербурге: если в пьесе "Торговый дом" С, следовал реалистической традиции А.Островского, то в "Осенних скрипках" выступил как продол-жатель психологической драмы Чехова и Ибсена. --- После октябрьского переворота С., оставаясь в Ставрополе, сотрудничал в антибольшевистской печати, с войсками генерала Врангеля переехал в Крым, где издавал собственную газету. В 1920с частями белой армии добрался до Константинополя, жизнь в котором нашла отражение в написанной здесь пьесе "Реки Вавилонские" с ее типичными для русской эмиграции мотивами ностальгии и "вины перед народом". --- В 1921 С. поселился в Праге, сотрудничал с литературными и театральными эмигрантскими кругами. В организованном им русском театре были поставлены "Осенние скрипки" и "Реки Вавилонские". В 1924 переехал в Париж и с 1925 до конца жизни печатался в умеренномонархическом журнале "Возрождение", считая себя "не политическим, а эмоциональным монархистом". С 1930 в составе редакции "Возрождения"; вел отдел прозы и очерка. Опубликовал в журналах "Возрождение", "Грани" и др. множество рассказов и очерков на темы жизни русской эмиграции и воспоминания о Северном Кавказе и студенческих годах; издал роман "Ротонда" (Париж, 1952) и книгу рассказов. Работал в последние годы над незавершенной пьесой "Вождь" о Сталине, который в молодости, скрываясь от полиции, служил в доме отца С. лакеем-поваром. Отрывок из этой пьесы под названием "За чахохбили" опубликовал в журнале "Грани" (1954, № 20). Не оставляя интерес к театру (сам пробовал себя актером еще в Петербурге), основал в Париже в 1942 в зале Гужона "Театр без занавеса" (реж.Ю.Загребальский), в котором несколько лет ставились пьесы, водевили, оперетты, балетные интермедии.С. выступал как режиссер, актер (играл в пьесе А.Аверченко "Старики"), чтец собственных рассказов. В Париже несколько раз ставилась пьеса С. "Осенние скрипки", существует ее экранизация на французском языке. В конце жизни задумал роман о русской жизни "Ночь", действие которого должно было охватывать период от начала века до событий послевоенного времени; отрывки романа публиковались в журнале "Возрождение". --- Независимая позиция С. не способствовала его сближению с широкими эмигрантскими кругами. Под старость вел уединенный образ жизни, занимался библиофильством, собиранием икон, обладал большой коллекцией антиквариата, которую незадолго до смерти продал в США. По воспоминаниям эмигрантов, в Париже С. выглядел как "русский, чистый, прямой, крепкий, твердый "мужик" ...с университетским образованием". Творчество С. эмигрантского периода получало неизменно положительные оценки, его имя ставилось в один ряд с "духовными наследниками Достоевского, Толстого, Чехова", представителями писательского "цеха русского зарубежья" (И.Бунин, Б.Зайцев, А.Куприн, Д.Мережковский, А.Ремизов, И.Шмелев). Похоронен С. на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Рассказы и пьесы С. переведены на иностранные языки, пьесы ставились в Германии, скандинавских странах. --- Соч.: Соч., т. 1, 3, 4. Пг.-М., 1915-17; Рассказы, т. 1-2, СПб., 1910-13; Осенние скрипки и рассказы. Пг., 1915 (2-е изд. 1916); Преддверие.М., 1917,- Ванькина молитва.М., 1918; Эмигрантские рассказы. Париж, [1927]; Детство императора Николая II. Париж. 1953; Губернатор. Повесть, рассказы.М., 1987; Реки Вавилонские / Литература русского Зарубежья. Антология, T.I, кн. 1. М., 1990. --- Лит.: Горький М. Материалы и исследования, т. 1. Л., 1934; Его же. Письма к И.Д.Сургучеву. 1911-1913 / Горький М. Собр. соч.: В ЗО-ти т., т. 29-30. М.. 1955; Веритинов Н. Человек глубоких прозрений. К годовщине смерти И.Д.Сургучева // Возрождение, 1957, № 72; Унковский В. Зарубежный Сургучев // Грани, 1959, № 44; Симонова 3. Свидетели Защиты // Там же; Кузнецов А.М. "Сургучев обещает немало" / Сургучев И.Д. Губернатор. Повесть, рассказы.М., 1987. --- А. Кузнецов ---
|