МЕЧ и ТРОСТЬ
19 Ноя, 2025 г. - 12:03HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]


Электронный словарь
<< Назад     Вперед >>  

СТРУВЕ Петр Бернгардович ] (26.1.1870, Пермь -26.2.1944, Париж) - политик, историк, экономист, издатель. Сын пермского губернатора, внук астронома В.Струве. В 18798 2 жил с семьей в Германии. В 1889 окончил 3-ю гимназию в Петербурге. В 1895 экстерном сдал экзамены за курс юридического факультета Петербургского университета, в котором учился сначала на естественном (1889-90), а затем на юридическом факультетах (1890-91). В 1890-е- один из лидеров русского марксизма, организатор марксистских кружков, органов печати, изданий. В 1892 учился в Граце (Австрия) у ЛТумпловича, тогда же начал литературную деятельность в немецкой социал-демократической прессе, где выступал с обзорами и рецензиями на русскую экономическую литературу, а также с оригинальными статьями по проблемам экономического развития России. По возвращении в Петербург в 1892-94 работал библиотекарем в министерстве финансов. В апреле 1894 был арестован за связи с народовольцами. В августе 1894 выпустил книгу "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России", открывшую эпоху легальной борьбы русских марксистов с народничеством и ставшую первым систематическим изложением в русской легальной печати основ марксизма. Впрочем, уже в этой книге С. ясно отмежевался от материалистических основ доктрины. В январе 1895 от имени земской депутации, принятой Николаем II, составил "Открытое письмо Николаю II" с осуждением его отказа от продолжения либеральных реформ Александра II. Весной 1895 участвовал в составлении и издании вместе с А.Потресовым марксистского сборника "Материалы к характеристике нашего экономического развития", уничтоженного цензурой. В 1896 входил в делегацию от российской социал-демократии на международном социалистическом конгрессе в Лондоне (4-й конгресс 2-го Интернационала), написал аграрную часть ее доклада, с которым выступил Г.Плеханов. Вместе с М.Туган-Барановским редактировал марксистские журналы "Новое Слово" (1897) и "Начало" (1899). В издательстве О.Поповой заведовал редакцией общественно-научной литературы, издал 1-й том нового перевода на русский язык "Капитала" К.Маркса. Весной 1898 написал "Манифест" для организовавшейся РСДРП. Тогда же в трудах С. вызревало и укреплялось т.н. "критическое направление" в русском марксизме. Начатые им в 1898-1900 исследования по истории крепостного права в России (изд. в 1913), политической экономии (впервые - в статьях 1900 в журнале "Жизнь"), социологии ("Архив Брауна", 1899, рус. пер. 1905) в политическом аспекте складывались в систему реформистского социализма, активно использующего ценности и принципы либерализма. В области политической экономии строил свои теории вокруг понятий хозяйства и цены. На Псковском совещании с социал-демократами во главе с В.Лениным (апр. 1900) и совещании в декабре 1900 от имени "демократической оппозиции" обещал поддержку организуемым газете "Искра" и журналу "Заря", принявшими по отношению к нему впоследствии резко критический тон. В предисловии к книге Н.Бердяева "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии" (1901) выступил с обоснованием философской метафизики как основы для общезначимого социального идеала. В развитие идеалистической платформы сближения левых либералов и "критических марксистов" выступил инициатором программного сборника "Проблемы идеализма" (1902). --- В марте 1901 участвовал в демонстрации петербургской интеллигенции у Казанского собора, протестовавшей против правительственных репрессий по отношению к левому студенчеству; был избит полицией, арестован и после двухнедельного заключения выслан в административном порядке в Тверь под гласный надзор полиции с запретом на проживание в столицах и университетских городах. Летом принял предложение земских деятелей возглавить оппозиционный журнал за границей. Для этого в декабре 1901 выехал в Штутгарт (Германия), где с июля 1902 издавал и редактировал журнал "Освобождение" (до окт. 1905). Один из создателей "Союза Освобождения". В сентябре-октябре 1904 - секретарь конференции революционных и оппозиционных партий в Париже. После Манифеста 17 октября 1905 вернулся в Россию. С декабря 1905в Петербурге редактировал еженедельный журнал "Полярная Звезда" (затем "Свобода и культура", до мая 1906), в котором призывал к строительству правового государства на основе октроированной "конституции", выступал против продолжения революционной борьбы и правительственного террора. Член ЦК кадетской партии с ее 2-го съезда в январе 1906 (до 1915). В марте 1906 привлечен к суду за выступления против правительства в печати. В апреле-июне 1906 редактировал ежедневную газету "Дума". Летом 1906 присутствовал в Выборге при составлении воззвания группы депутатов бывшей Думы о гражданском неповиновении, но выступил против его принятия. --- С осени 1906 преподавал политэкономические дисциплины в Петербургском политехническом институте (до 1917), а с 1910 также - на Бестужевских женских курсах и в университете. С 1907 (до 1918) редактор журнала "Русская мысль", привлек к сотрудничеству десятки крупнейших русских философов, ученых-естественников и гуманитариев, политических публицистов право-кадетской ориентации. В 1908 сдал магистерский экзамен в Московском университете. Тогда же в одноименной статье выдвинул проект "Великой России", которая должна была бы соединять либеральные ценности с "национализмом", внешнеэкономической экспансией и империализмом. В 1909 участник сборника "Вехи", где осудил "безрелигиозное отщепенство интеллигенции от государства". В 1909-13 принимал активное участие в работе петербургского Религиозно-Философского общества. В 1913 защитил магистерскую диссертацию "Хозяйство и цена" (ч.1), избран экстраординарным профессором Петербургского университета. --- С началом 1-й мировой войны стал одним из руководителей Всероссийского Земского союза, председателем комитета по борьбе против торговли с неприятелем. В 1916 в составе представительной общественной делегации посетил Англию и Францию, где прочел серию лекций о современном положении России и удостоился степени почетного доктора Кембриджского университета. В 1 917 в университете Св.Владимира в Киеве защитил докторскую диссертацию "Хозяйство и цена" (ч. 2) и летом был избран академиком Российской Академии наук по отделу политэкономии (исключен из АН СССР в 1928). В апреле-мае директор экономического департамента МИДа. В качестве "идейного центра для духовно-обоснованного патриотизма" организовал Лигу русской культуры (май - сент. 1917), фактическим органом которой стал еженедельник "Русская свобода". В ноябре 1917 -в Новочеркасске, где вошел в состав "Донского гражданского совета" для организации Добровольческой армии. С февраля 1918 в Москве, участник ряда подпольных организаций, редактировал и издал сборник "Из глубины". В декабре 1918 из Петрограда нелегально перебрался в Финляндию; член Национального комитета при генерале Юдениче. В 1919-в Англии и Франции, где развернул активную кампанию по сбору средств в поддержку белых армий. С лета 1919 на Юге России, член Особого совещания при генерале Деникине. Являлся фактически идейным руководителем правой газеты "Великая Россия". Сблизившись в начале 1920 с генералом Врангелем, в апреле возглавил в его правительстве в Крыму управление внешних сношений, лично добился признания Врангеля правительством Франции, что решающим образом помогло эвакуации белых из Крыма в Константинополь. --- В начале октября 1920, незадолго до эвакуации Врангеля, выехал с семьей из Севастополя и обосновался в Париже, подолгу живя также в др. центрах русской эмиграции: Праге, Берлине, Варшаве, Белграде. С первых месяцев эмиграции С. вошел в ряд научных, общественных и политических русских организаций, предпринял несколько издательских, преподавательских и культурных начинаний. Стал членом Парижской и Брюссельской академических групп, членом правления Союза русских академических организаций за границей, членом Совета Института русского права при факультете права Парижа, участником съездов русских ученых с 1-го (Прага, 1921) по 5-й (София, 1930). Публицистическую деятельность дополнял систематической научной работой по истории и теории экономики, философии, социологии. Под псевдонимом Сергей Лунин опубликовал опыты в художественной прозе. Активно занимался литературоведением и литературной критикой, большой цикл работ посвятил А.Пушкину. Отказавшись от поста директора Экономического института в Софии (но продолжая контролировать местное Российско-болгарское книгоиздательство), с 1921 в Праге-Берлине возобновил издание журнала "Русская мысль" (до 1927), сосредоточившего прежние и новые литературные силы, среди которых выделялись его политические единомышленники З.Гиппиус, М.Ростовцев, И.Бунин и др. В мае 1922, по приглашению П.Новгородцева, стал профессором политической экономии Русского юридического факультета, состоявшего под протекторатом Пражского Карлова университета (до мая 1925). --- Политическая позиция С. в основных своих чертах сложилась во время его пребывания в правительстве Врангеля и зиждилась на признании невозможности реставрации дореволюционного порядка. Тем не менее в политической практике С. придерживался идеи "революционной борьбы против коммунистической власти", для чего требовалось создание широкого единого фронта русской эмиграции, на деле охватывавшего лишь право-монархическую ее часть; особо С. выделял единомышленных ему "галлиполийцев" (та часть военной эмиграции, которая не оставляла планов вооруженной борьбы с большевиками). Убежденный в невозможности эволюции большевизма, С. пропагандировал идею интервенции в СССР, а во 2-й половине 1920-х - начале 1930-х отдал существенную дань фашистско-нацистским искушениям правой русской эмиграции, полагавшей фашизм наиболее радикальным средством борьбы с коммунизмом. Однако в ноябре 1922 в Берлине, при встрече с многолетними своими единомышленниками С.Франком, А.Изгоевым и Н.Бердяевым, высланными из Советской России, С. обнаружил свою изоляцию в кругу близкой ему либерально-консервативной традиции: в первую очередь в отношении анализа причин победы революции и большевиков в гражданской войне. Концепции "народной" революции С. противопоставил бескомпромиссный общественный активизм, способный, по его мнению, если не переломить ход событий, то, по крайней мере, сохранить чистоту морального отвержения зла, Поэтому в середине 1920-х в эмиграции не осталось ни одного направления примирительного толка, с которым С. не вел бы ожесточенной полемики ("сменовеховство", евразийство, лично Бердяев). Политическое поправение С. выразилось в его деятельной работе в Российском центральном объединении (председатель -до 1927), Национальном комитете (тов. председателя), в сотрудничестве с Российским общевоинским союзом. --- С мая 1925 по просьбе промышленника А.Гукасова возглавил ежедневную газету "Возрождение" (Париж), в которую привлек Г.Трубецкого, С.Ольденбурга, Н.Арсеньева, И.Ильина, А.Тыркову, А.Амфитеатрова, И.Бунина, И.Шмелева, И.Бикермана и др. видных деятелей литературы. Тогда же С. начал свой длившийся десятилетие "Дневник политика", практически еженедельно освещавший важнейшие политические события вкупе с размышлениями автора по различным проблемам идеологии и общественных наук, мемуарные зарисовки, отклики на новинки художественной литературы и др. Избранный председателем организационного комитета Зарубежного съезда, в ноябре 1925 С. сложил с себя полномочия, протестуя против внутренних интриг в политической эмиграции, мешавших "духовному цементированию" антибольшевистских сил. Несмотря на то, что и в апреле 1926 С. пришлось председательствовать на съезде, его роль "политика вне политики" вызывала, вместе с уважением оппонентов, довольно прохладное отношение к нему как к человеку, мало приспособленному к партийному делу и чрезмерно самостоятельному, что не преминуло отразиться на его положении в газете. В конце концов, в августе 1927 С. вынужден был покинуть "Возрождение" и учредить собственный орган - еженедельную газету "Россия" (1927, авг. - конец 1928). В условиях растущей политической изоляции С. формулировал свою достаточно узкую платформу, на которой политическое объединение, им самим признаваемое носителем контрреволюционной диктатуры, могло существовать лишь в проекте. С. писал об образе посткоммунистического "национального правового государства": "прочно огражденная защита лица и сильная правительствующая власть". --- Большую часть своих сил С. посвятил теперь научной работе, исполнению представительских функций (тов. председателя Экономического совещания Российского торгово-промышленного и финансового союза), преподаванию, выездным лекциям в Праге, Берлине, Варшаве, Белграде. После одной из таких поездок в Белград С. обосновался там, с 1928 стал во главе отделения общественных наук местного Русского научного института, а в 1930-на съезде русских писателей и журналистов председателем их Союза (до 1934). В институте читал курс лекций "Экономическая история России в связи с образованием государства и общим развитием культуры", многочисленные доклады. Возникновение в Праге в декабре 1928 во главе с его ближайшими сотрудниками нерегулярной газеты "Россия и славянство" уже не изменило его положения на периферии общественной и политической жизни русской эмиграции.С. лишь принимал посильное участие в выработке общей линии издания, привлекая к нему К.Бальмонта, П.Бицилли, В.Шульгина, НАрсеньева, С.Ольденбурга, Г.Трубецкого. В сферу своих научных интересов С. включил историю языка и общественной мысли, литературную критику и др., но печатался все реже. Его рискованные, зачастую намеренно заостренные против политической конъюнктуры и умеренности, заявления, жесткая антисоветская и невнятная по отношению к нацизму позиции вызывали взаимоисключающие отталкивания в эмигрантской среде, особенно белградской, политический спектр которой был слишком поляризован, чтобы оставаться терпимым по отношению к политическим индивидуалистам типа С. Усилиями сербских радикалов и их русских единомышленников в апреле 1934 была сорвана вступительная лекция С. в Белградском университете, и он вынужден был поступить лектором в удаленный и не знающий русского языка университет в Субботице. --- Фактически отойдя от политической и активной общественной деятельности, С. сосредоточился на систематическом изложении своих взглядов; результатом явились рукописи "Система критической философии" (погибла, содержание известно предположительно) и "Социально-экономическая история России..." (не окончена, опубл. в 1952). Перед лицом наступления Гитлера в Европе С. все еще пытался согласовать свой, наконец, определившийся антифашизм с поддержкой его антикоммунистических планов, но оставался оптимистом относительно "победы англосаксонского мира и торжества дела свободы и права". В мае 1939 С. удостоился степени почетного доктора права Софийского университета. В мае 1941 по ложному доносу его арестовало гестапо и до июля содержало в заключении как "близкого Ленину человека". В 1943 он переехал к сыну в Париж, где продолжал научную работу до самой смерти. --- Соч.: Размышления о русской революции // Рус. мысль, 1921, № 1/2; Итоги и существо коммунистического хозяйства. Берлин, 1921; Социализм // Рус. мысль, 1922, NB 6/7; Научная картина экономического мира и понятие равновесия // Экон. вест., 1923, № 1; Хозяйствование, хозяйство, общество: Основные понятия экономической науки // Там же, 1923, № 2; Заметки о плюрализме // Тр. рус. ученых за границей. Берлин, 1923; My Contacts and Conflicts with Lenin // Slav. Review, 1934, vol. 12 (№ 35, 36), vol. 13 (№ 37); Метафизика и социология // Зап. Рус. науч. ин-та в Белграде, 1935, вып. 2; С.П.Шевырев и западные внушения и источники теории-афоризма о "гнилом", или "гниющем" Западе // Там же, 1940, вып. 17. --- Лит.: Pipes R. Strove: Liberal on the Right. Camb, (Mass.(-London, 1980; Материалы к творческой биографии П.Б.Струве (1920-25) // Вопр. философии, 1992, № 12; Испытание революцией и контрреволюцией: переписка П.Б.Струве и С.Л.Франка (19221925) // Там же, 1993, № 2. --- М. Колеров ---


На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют.