[ ОСИПОВ Николай Евграфович ] (12.10.1877, Москва - 19.2.1934, Прага) - психоневролог, психотерапевт, патограф, преподаватель медицинской философии. Отец О., Евграф Алексеевич, был лидером земской медицины. В 1897 О. окончил 3-ю московскую (Поливановскую) гимназию с золотой медалью и поступил на медицинский факультет Московского университета. На 2-м курсе (1899) О. был арестован как член студенческого стачечного комитета, через 6 дней был освобожден без права восстановления в университете.О. уехал в Швейцарию к другу своего отца Ф.Эрисману, где закончил медицинский факультет Бернского университета, специализируясь по нейрогистологии. 16.11.1903 О, защитил диссертацию и возвратился в Москву в связи с тяжелым состоянием отца. С сентября 1904 О. - штатный помощник прозектора на кафедре гистологии и эмбриологии Московского университета. С мая 1905 - врач частной психиатрической лечебницы Н.Баженова и С.Цейтлина. В 1906 сдал экзамен для получения российского диплома лекаря. 1.5,1907 на съезде русских врачей им. Н.Пирогова делал доклад "О плазматических клетках при прогрессивном параличе", в котором описал метод выявления амеобидных глиальных клеток. Летом 1910 находился за границей, посетил клиники З.Фрейда, Э.Блейлера, К.Юнга, Р.Дю6оа. В 1911-14 О, был организатором издания книг в Москве - "Психотерапевтическая библиотека". В ответ на реакционные реформы министра просвещения Л.Кассо О. вместе с профессором В.Сербским ушел из Московского университета; работал в должности приват-доцента кафедры психиатрии и невропатологии на Высших женских курсах в Москве. В начале 1917 О. был мобилизован в армию, --- В 1921 О. эмигрировал в Белград. С 1923 работал доцентом, затем профессором Карлова университета в Праге; читал курс медицинской философии, неврозологии и психоанализа (по Фрейду). О. похоронен в Праге на православном кладбище. --- О. считал своими учителями психиатров В.Сербского, Н.Баженова, неовиталиста-гистолога В.Карпова, гипнолога П.Подъяпольского. По своему мировоззрению бььл неовиталистом и сочувственно относился к философским взглядам Н.Лосского. Начиная с 1906 научные интересы О. связаны с изучением психологии неврозов, психотерапии и патографии, С 1907 он популяризировал в России учение З.Фрейда и метод рациональной терапии Дюбоа. Хотя теоретических воззрений Фрейда О. не разделял, он стал поклонником его метода исследования больных, защищал Фрейда от обвинений в преувеличении роли сексуальных влечений, подчеркивая, что у фрейда существует также влечение к смерти, страх секса, страх смерти и др. патопсихологические состояния. В докладе "О больной душе" (1913) он ввел понятие "душевно-телесная конституция", позволяющее рассматривать человека с психофизиологической точки зрения. Одновременно он пытался переработать фрейдизм, используя свои персоналистические взгляды и философскую систему Н.Лосского. --- В статье "Революция иСон" (1931) О. сравнивает два явления - сновидения и революции: первые, согласно взглядам Фрейда, есть исполнение подавленных желаний, противопоставление "Я" личности: революция - есть реализация подавленных, вытесненных желаний у людей, принадлежащих к одному классу. Исходя из этих предпосылок, О. делает парадоксальное заключение, граничащее с логическим заблуждением: "революция и сновидения имеют одинаковое содержание". --- О. стремился создать новую науку о неврозах - неврозологию, основными методами которой был бы психологический анализ, психотерапия и гипнотерапия, которыми он владел в совершенстве, в то же время он игнорировал физиологический аспект неврозов. Понятие "неврозология" не получило распространения в психиатрии. --- О. был талантливым патографом: ему принадлежат статьи о психологическом и патопсихологическом анализах героев произведений Л.Толстого, Ф.Достоевского, Н.Гоголя; об изображении в литературе ими феномена страха. Философские взгляды О, на медицину изложены в обширном очерке "Двуликость и естество медицины" (1929). --- О. утверждал, что существует наукоучение (или теория науки). Медицина - прикладное естествознание, врач - естествоиспытатель. Медицина - особая сторона человеческой культуры - это наука, искусство, связанные с техникой и взаимоотношением между врачом и больным. Медицинская наука - это нозологическая наука. В сущности медицина всегда антропоцентрична: врач - не только естествоиспытатель, но и психолог. Клиническая медицина стремится к индивидуальному лечению больного. В теоретическое понятие "болезнь" включены ряд др. понятий: симптом, симптомокомплекс, процесс, течение, патоморфологическая картина, этиологическая сущность, телеологическое понимание, вытекающее из принципа борьбы организма с болезнью, онтологическое понимание болезни как единого целого. Критерии определения болезни, предложенные 0" - современны. --- Соч.: Психотерапия в литературных произведениях Л.Н.Толстого // Психотерапия, 1911, № 1; Программа исследования личностей. Приложение к "Отчету состоящего под Высочайшим государя императора покровительством Московского городского рукавишниковского приюта для малолетних за 1913 г.". М., 1914; Двуликость и единство медицины // Науч. тр. Рус. народ. ун-та в Праге, 1929, т.11; Революция и сон // Там же, 1931, т.4; Страшное у Гоголя и Достоевского / Жизнь и смерть. Прага, 1931, т. 1. --- Лит.: Памяти д-ра Николая Евграфовича Осипова. Жизнь и смерть. Сб. статей. Прага, 1935; Лосский Н.О. Воспоминания, жизненный и философский путь. Miinchen, 1968. --- Г. Архангельский ---
|