МЕЧ и ТРОСТЬ
13 Фев, 2025 г. - 20:08HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]


Электронный словарь
<< Назад     Вперед >>  

ОДОЕВЦЕВА Ирина Владимировна ] (наст. фам., имя Гейнике Ираида Густавовна) (23.11.1901, Рига - 14.10,1990, Петербург) - поэт, прозаик, Дочь адвоката. Начинала как ученица Н.Гумилева, привлекла к себе внимание чтением на литературных вечерах в Петрограде своих произведений. Вспоминала впоследствии, что "стихи тогда были нужны не меньше хлеба". Прочитанную ею 3,3,1920 "Балладу о толченом стекле" высоко оценили Г.Иванов, К.Чуковский; напротив, Л.Рейснер намекнула в "Красной газете" на контрреволюционность автора, представившего красноармейца спекулянтом и преступником. Первое стихотворение О. опубликовала в 1921 (Дом искусств, № 2), первый сборник стихов "Двор чудес" -в 1922. В том же году выехала вслед за мужем, Г.Ивановым, в Берлин, затем в Париж. --- В эмиграции не нашла читательскую аудиторию, подобную петроградской, и стихов писала мало. Издала в Париже поэтический сборник "Контрапункт" (1950), "Стихи, написанные во время болезни" (1952), "Десять лет" (1961), "Златая цепь" (1976), в Вашингтоне - "Одиночество" (1965), в которых она демонстрировала техническое мастерство.О. придавала большое значение составлению сборников, считая, что "книга в идеале должна быть настолько цельной, чтобы производить впечатление одного стихотворения". По свидетельству Р.Гуля, О. не разрешила вашингтонскому издательству "Русская книга" распространять сборник "Одиночество", поскольку издатели нарушили установленный ею порядок расположения стихов (некоторые экземпляры сборника все же успели разойтись), Критики отмечали изменчивость творческой манеры О. Она отказывалась от найденных удачных приемов ради новых ритмических и стилистических открытий: в то же время критически отзывалась о "т.н. авангардистской поэзии" поэтов-эмигрантов, чьи стихи находила "антилогичными, абстрактными, часто доведенными до абсурда". --- В середине 1920-х обратилась к прозе. Один из первых ее рассказов - "Падучая звезда" - был отмечен И.Буниным. Героини рассказов О, ("Жасминный остров", "Елисейские поля", "Румынка", "Праздник" и др.), опубликованных в журналах "Иллюстрированная Россия", "Числа", "Новый дом", чаще всего русские девушки, а иногда и девочки, отведавшие горечь эмигрантской судьбы. Их напоминают и главные персонажи романов "Ангел Смерти" (Париж, 1927) и "Изольда" (Париж-Берлин, 1931), в которых критики усматривали "неизвестное раньше начертание женского образа", умение автора вызвать сочувствие "к своим грешным героиням... и к женской судьбе вообще"; на смену "птичьему щебетанью" стихов пришли "страшные сны", В.Вейдле утверждал, что О. прокладывает свое направление в женской литературе.Г.Адамович назвал роман "Изольда" "утонченно поэтическим" произведением, атмосфера, "настроение" в котором имеют не меньшее значение, чем действие и поступки героев. Роман "Зеркало" (1939), герои которого - молодая русская женщина и французский кинорежиссер, - искусная мелодрама, заставлявшая, как отмечали критики, испытывать подлинное волнение.В.Мирный считал, что О. этим романом "выходит на первые места молодой эмигрантской литературы". --- Во время оккупации гитлеровцами Парижа О. жила в Биаррице, поступила в Американский университет. После войны вернулась в Париж, написала по-французски три пьесы. В 1948 вышел в ее переводе на французский язык роман "Оставь надежду навсегда" ( 1 9 4 9, на англ. яз.; 1954, на рус. яз.; Октябрь, 1992, № 10-12), действие которого происходит в Советском Союзе. Ведущая тема романа - предательство, вынужденное и добровольное, трагедия личности в условиях сталинского режима; по отзыву С.Юрасова, О. - предшественнице А.Кестлера и В.Сержа - удалось "заглянуть в самую суть событий, в душу советских людей и передать в них главное". --- Испытывая материальные затруднения, О. работала над сценариями, делала переводы. После смерти Г.Иванова (1958) занялась журналистикой, сотрудничала в газете "Русская мысль". По совету Ю.Терапиано стала писать воспоминания, В 1-й их части - "На берегах Невы" (Вашингтон, 1967; М., 1988), охватывающей период с 1919 по 1922, рассказала о поэтах Серебряного века ("Я одна из последних, видевшая и слышавшая их") - Н.Гумилеве, А.Блоке, А.Белом, О.Мандельштаме и др. По словам З.Шаховской, воспоминания О. отличаются "своей молодостью, легкостью, беззлобностью"; ее интересовало главное в этих людях - их поэтический дар, она сознательно опускала все мелочное и, по ее признанию, видела их окруженными сиянием, "как лики святых на иконе". Р.Гуль назвал "На берегах Невы" "талантливой, увлекательной книгой"; считал, что каждый исследователь поэзии 20-х должен будет обратиться к мемуарам О. и найдет в них меткие характеристики поэтов и неизвестные ранее факты, 2-я книга мемуаров - "На берегах Сены" (Вашингтон, 1983: М., 1989), имеет иную тональность. "О горьком жребии эмигрантских писателей вспоминать тяжело и больно, - писала О. - Это сплошной перечень имен преждевременно умерших, погибших в газовых камерах нацистов или кончивших свои дни в унизительной бедности, бедности, которой не удалось избежать даже нашему Нобелевскому лауреату Бунину". В книге воссозданы портреты Г.Иванова, Г.Адамовича, И,Бунина, Я.Горбова (женой которого О, стала в 1978) и др. писателей; описаны "воскресения" у З.Гиппиус и Д.Мережковского и собрания "Зеленой лампы", их влияние на жизнь русской литературной эмиграции, 3-ю книгу воспоминаний О. хотела посвятить целиком "молодым писателям", начавшим печататься в эмиграции. В 1987 вернулась в Россию и дожила до выхода обеих книг мемуаров на родине ("Я всю жизнь писала свои книги с тайной надеждой, что когда-нибудь меня будут читать в моей стране"). --- Соч.: "Скользит слеза из-под опухших век" // Слово, 1989, № 9; "Толченое стекло". Баллада // Лит. обозр., 1991, № 2. --- Лит.: Арьев А. Все впечатленья бытия: Мемуарная проза Ирины Одоевцевой // Звезда, 1988, № 2; Лавров В. "Кончается мой сон туманный" // Подъем, 1988, № 1; Радашкевич А. [Некролог) // Лит. обозр,, 1990, № II; Померанцев К. Сквозь смерть. Ирина Одоевцева // Рус. мысль, 1991, II янв. --- Е. Померанцева ---


На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют.