МЕЧ и ТРОСТЬ
13 Фев, 2025 г. - 21:24HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]


Электронный словарь
<< Назад     Вперед >>  

ОБУХОВ Николай Борисович ] (10.4.1892, с. Ольшанка, Старосельского у., Курской губ. 1954, Париж) - композитор. Его отец - потомственный дворянин, штабс-капитан Борис Трофимович О., мать - Екатерина Александровна. Семья Обуховых на протяжении нескольких поколений отличалась редкой музыкальностью. Прекрасный голос был у бабушки Николая со стороны отца - Елизаветы Обуховой (урожд. Баратынской). Братья отца - Александр и Андрей (отец Надежды Обуховой) - обладали красивыми голосами, пели, а Сергей, учившийся вокалу в Италии и выступавший там в опере, после 1906 был управляющим императорских театров в Москве. --- Детские и юношеские годы Николая прошли в Москве, домашнее образование он получил в семье. Много внимания уделялось музыкальному обучению. С шести лет О. играл на скрипке и фортепиано, с десяти - посещал оперу, дома часто устраивались концерты и музыкальные представления. В 19-летнем возрасте О. сдал экстерном экзамены в гимназии, с 1911 учился в консерватории у А.Ильинского, затем Н.Страхова. Осенью 1913 поступил в Петербургскую консерваторию, где учился у Н.Черепнина и М.Штейнберга в классе теории и композиции вплоть до лета 1916. Ранние фортепианные пьесы и романсы этого периода, среди которых - "Я буду ждать тебя" (1913) и "Ничего не жди" (1918) - еще далеки от его подлинного стиля. Точкой отсчета для О. стал гармонический язык позднего А.Скрябина. --- Около 1914 О. сформулировал для себя понятие "абсолютная гармония" - "гармония 12 тонов без удвоений", которая соизмерима с открытиями Шёнберга, Кляйна, Хауэра, Голышева, но была открыта совершенно самостоятельно. "Я запрещаю себе всякое удвоение, - писал О., - моя гармония базируется на 12 звуках, и ни один из них не должен удваиваться. Повторение порождает впечатление света без силы; от этого гармония погибает, теряет свою чистоту". В 1915 О. изобрел новый способ нотации, который являлся прямым следствием его 12-тоновой гармонии: композитор чувствовал, что каждый звук 12-тоновой шкалы должен иметь самостоятельное название и независимое положение на нотном стане. Впоследствии нотация О. получила некоторое распространение: ею пользовались французский композитор А.Онеггер, отдельные чешские композиторы. Разумеется, все сочинения самого О. с момента создания этой нотации были записаны модернизированным образом. Впервые он последовательно воплотил свою новую систему нотации в трех поэмах: "Агнец и наше раскаяние" (1918), "Пастырь и наше утешение" (1919) и "Да будет один Пастырь и одно стадо" (1921) на слова К.Бальмонта. Третья поэма примечательна тем, что в ней, наряду с голосами, использованы новые, изобретенные в 1917 самим композитором электроакустические инструменты под названиями "Кристалл" и "Эфир", - ставшие предшественниками знаменитого в будущем "Croix sonore" ("звучащий крест"), инструмента звуковых радиоэлектрических волн. --- О. был глубоко религиозным художником, большинство исследователей считают его мистическим музыкантом. Им были усвоены и приняты основные идеи новой русской религиозной философии, его непосредственным духовным источником является учение Вл.Соловьева. Отсюда следует его отношение к идее сочинения. Все наследие композитора отличается необыкновенной цельностью. Его сочинения, не исключая тех, что имеют самостоятельный статус, как бы устремлены к единому центру.О. можно назвать композитором одного сочинения: это "Книга жизни" - оратория, мыслимая композитором как мистерия, гигантское сочинение для большого оркестра, хора, солистов, так и оставшееся незаконченным. Предварительную работу по подбору источников и текста композитор начал в мае 1917 и работал над ним до конца своей жизни. --- В 19180. вместе с семьей (в 1913 он женился на графине Ксении Комаровской; имел двух сыновей) покинул Россию. Путь пролегал через Константинополь, его странствия окончились в Париже. Приехав во Францию, 27-летний композитор показал свои сочинения М.Равелю и высказал желание учиться у него оркестровке. Равель был поражен услышанным и, помимо уроков и советов по оркестровке, не раз повторял свою высокую оценку, ходатайствуя за О. перед издателями и другими заинтересованными людьми, готовыми оказать молодому композитору поддержку. --- О жизни О. во Франции мало что известно. Единственным источником являются редкие свидетельства о его концертных выступлениях. Первый показ фрагментов "Книги жизни" состоялся весной 1925. На частном прослушивании, прошедшем в салоне м-м Рене Дюбо при содействии журнала "La Revue Musicale", присутствовало множество музыкантов и критиков, русских и французских. Автор представил фрагменты для голоса и фортепиано, сам исполнял фортепианную партию и делал необходимые комментарии. Первое публичное исполнение, организованное теософским обществом, состоялось 15.6.1925. Важнейшим событием было исполнение 3,6.1926 "Вступления к Книге жизни", выглядевшего как симфоническая поэма, длящаяся около получаса, для четырех голосов и большого симфонического оркестра под управлением С.Кусевицкого в "GrandОрбга". Отдельную страницу в биографии музыканта занимают концерты 1934, примечательные тем, что тогда О. продемонстрировал свой инструмент "Croix sonore", отчасти близкий "Терменвоксу", отчасти - "L'ondes Martenot" ("волны Мартеноо"), О. считал, что с обретением "Croix sonore" он нашел свой настоящий инструмент, исполненный мистическим смыслом. Сочинения для "Croix sonore" - "Всемогущий благославляет мир", "Вечная жизнь", "Коронация" и др. - были с большим успехом исполнены в феврале 1934 в Брюссельской консерватории, 15.5.34 - в зале Гаво; в концертах принимали участие певицы Сюзан Бальгерье, Луис Мата и пианистка Мари Антуанет Осенак де Брогли, блестяще овладевшая игрой на "Croix sonore" и ставшая убежденной последовательницей и сотрудницей О. После его смерти в 1954 ею на кладбище Сен Клод была установлена стелла в виде "Croix sonore", позже она выступила организатором международного композиторского конкурса имени композитора. --- К числу важнейших событий биографии О. относятся исполнения сочинений "Всевышний благославляет мир" у гробницы со святыми мощами "Дуамон" в ночь на 14.7.1936 и "Всемирный гимн", прозвучавший на международной выставке в Париже в 1937. Потом была война, вынужденный перерыв в творчестве. В конце 1949 О. постиг роковой удар судьбы - он лишился своего главного сочинения. Это произошло при трагических, до конца не выясненных обстоятельствах: позднее ночное возвращение, нападение, избиение с похищением портфеля, где была рукопись... Композитор попал в больницу. Пережив, видимо, тяжелое потрясение, О. с тех пор (а ему суждено было прожить еще 5 лет) больше ничего не сочинял. --- Сейчас трудно судить о том, каким было реальное положение О. в музыкальной культуре XX в., какой резонанс вызывали во Франции его идеи, имевшие точный временной и географический адрес - Россия начала XX столетия. В октябре 19 34 в Италии при содействии Института Рима был снят фильм о "Croix sonore". В феврале 1935 состоялась научная конференция под названием "От Бетховена к Обухову". В 1947 издатель Дюран вновь выпустил обухов ский "Трактат о тональной, атональной и тотальной гармонии". В 1970-е была предпринята попытка реконструкции партитуры "Книги жизни", отдельные ее части были записаны на пластинку. Но о многом ли говорят эти факты, и был ли О. действительно понят? Значительная часть его идей, восходящих к русскому космизму начала века, осталась нереализованной, религиозный мистицизм - непонятым, а главное сочинение - утерянным. Одна из статей Б.Шлёцеро, написанная еще в середине 1920-х, содержит печальное предсказание судьбы наследия О.: "Не без чувства опасения приступаю я к очерку творчества Обухова, Его мысли, чувства и желания далеки от наших привычек, от наших эстетических, моральных и религиозных идей; они не укладываются в рамках современной психологии, непонятны миру искусства наших дней, их не принимают во Франции, Англии, так же как и в России; поэтому так трудно найти слова, которые могли бы донести до ума читателя это своеобразие так, чтобы он почувствовал за такой странной и необычной формой яркую красоту и глубокий смысл". --- Лит.: La Revue Musicale, 1972, № 290-291. --- Е. Пальдяева ---


На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют.