[ АФОНСКИЙ Николай Петрович ] (1892, Киев - 9.5.1971, Нью-Йорк) - регент русской православной церкви. Образование получил в Киевской духовной академии. Всю 1-ю мировую войну провел на фронте: там же впервые проявил дирижерские способности, организовав хор 129-го Бессарабского полка (где служил в чине поручика). Впоследствии находился в Добровольческой армии, эвакуировался в Германию, попал в русский лагерь в Вюнсдорфе под Берлином, где были собраны расформированные части Добровольческой армии, беженцы и т.д. В Вюнсдорфе А. также организовал церковный хор, который был во время пасхального богослужения отмечен митрополитом Евлогием. Некоторое время А, работал в канцелярии митрополита, затем псаломщиком и регентом русской церкви и Висбадене. В 1925 переехал в Париж и, получив назначение регентом в кафедральный собор Св.Александра Невского (на rue Daru), приступил к созданию парижского Митрополичьего хора, которым руководил затем в течение 22 лет, до переезда в США в 1947. --- Хор под управлением А. не только пел службы в соборе, но и давал очень много концертов русской духовной и народной музыки, выступая как в залах, так и в храмах разных конфессий. В 1926 А. и его певцы приняли участие в первом исполнении "Демественной литургии" А.Гречанинова (во 2-Й ред.) в парижском католическом храме Богородицы Белых Покрывал. В 1928, через три года после создания, Митрополичий хор занял 1-е место на объединенном концерте европейских хоров в Антверпене. В 1934 по приглашению Ф.Шаляпина хор осуществил записи двух пластинок русской церковной музыки с участием великого певца: "Сугубая ектения" А.Гречанинова и "Верую" А.Архангельского, "Покаяния отверзи ми двери" А.Веделя и "Ныне отпущаеши" М.Строкина. Первая пластинка получила премию на Международном конкурсе в Париже в 1934, вторая - в Нью-Йорке в 1954, где вместе с другими записями, лучшими в серии "Золотой век музыкального искусства", была замурована в стене Музея современного искусства. В 1936 хор дал ряд концертов в США и Канаде; в 1938 совершил турне по Бельгии, Германии, Голландии, скандинавским странам, Все выступления пользовались очень большим успехом. Постоянно участвуя в богослужениях в парижском православном соборе, А. исполнял там со своим хором целиком композиции Божественной литургии Чайковского, Гречанинова, Рахманинова, Архангельского, Кедрова и др. Отдельные песнопения из этих циклов и др. сочинения были записаны на пластинки. --- В 1950 А. по приглашению митрополита Феофила занял место регента православного кафедрального собора в Нью-Йорке. Организованный им соборный хор много концертировал и записал четыре долгоиграющих пластинки (песнопения литургии Чайковского и Архангельского, песнопения Всенощного бдения и др.). А. создал в США еще три хора: молодежный Русский национальный хор, Детский хор и мужской хор "Капелла" (назван в честь петербургской Придворной певческой капеллы); все эти коллективы сосредоточивались в основном на исполнении русской хоровой музыки, духовной и светской. С "Капеллой" А. осуществил запись нескольких пластинок (в том числе православной Панихиды). --- Стиль А. современники характеризуют как особенно нарядный, пышный, отмеченный сильными динамическими и тембровыми контрастами. Репертуар регента был весьма обширен, включая произведения русской церковной музыки разных стилей, преимущественно XIXXX вв., в том числе авторов из русского зарубежья. По оценке историков культуры эмиграции, А. стал первым регентом, создавшим за пределами России хоры высокого уровня, которые привлекли интерес широких кругов зарубежных слушателей к православному церковному пению. --- М. Рахманова
|