МЕЧ и ТРОСТЬ
29 Мар, 2024 г. - 06:45HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]


Электронный словарь
<< Назад     Вперед >>  

ЛИПКОВСКАЯ Лидия Яковлевна ] (28.4.1884, с. Бабино, Хотинского у. Бессарабской губ. 22.3.1958, Бейрут) - артистка оперы, концертная певица (сопрано), педагог.Л. родилась в семье сельского учителя, обучалась в гимназии в Каменец-Подольске. Здесь она пела в церковном хоре, с 14 лет участвовала в любительских концертах. Семнадцати лет, выйдя против воли родителей замуж, уехала в Петербург. Через год Л. (тогда под фамилией Маршнер) поступила в Петербургскую консерваторию, в класс профессора Н.Ирецкой (едва ли ни самый крупный в России педагог, занимавшийся с женскими голосами). Еще будучи студенткой, Л. восхищала своим талантом А.Глазунова, Э.Направника.Н.Римский-Корсаков угадал в ней будущую идеальную исполнительницу персонажей его опер - Снегурочки и Марфы. Дебютировала на сцене Л., не проучившись и года, несмотря на запрет педагога. Поддавшись на уговоры антрепренера "русско-итальянской оперы" А.Угетти, Л. без репетиций заменила заболевшую певицу в "Риголетто" Дж.Верди с участием Н.Фигнера, выдающегося тенора, любимца петербургской публики (4.1.1904). Ирецкая "отлучила" Л. от занятий, но вскоре простила и вернула в класс. На экзамене Л. предложил петь Снегурочку сам Римский-Корсаков, но Ирецкая настояла на том, чтобы профессиональная карьера ее ученицы не форсировалась. Все же уже через два года, окончив консерваторию, Л. заключила контракт на три года с Мариинским театром. --- На первой оперной сцене России она фактически стала преемницей знаменитой лирикоколоратурной певицы Е.Мравиной. Первой ролью в Мариинском театре была Джильда в "Риголетто", затем она исполнила заглавную партию в "Лакме" Л.Делиба в спектакле с участием Ф.Шаляпина (28.11.1906). По свидетельству очевидцев, "закончила она арию сверхвысоким "ми". Публика наградила ее бурей аплодисментов, а Шаляпин, обняв ее, подвел к рампе..,". В следующем спектакле "Лакме" ее партнером был Л.Собинов. За короткое время Л. сформировалась в певицу мирового уровня. Она выдерживала сравнение с любой русской и зарубежной певицей в "Риголетто", "Травиате" Верди, "Сказках Гофмана" Ж.Оффенбаха, "Ромео и Джульетте" Ш.Гуно. Но особенно прославилась артистка в партиях Снегурочки и Марфы ("Царская невеста") - в них она поднималась до вершины подлинной трагедии (по воспоминаниям ветеранов Мариинского театра, все, кто только мог из его работников, собирались за кулисами, чтобы услышать и увидеть потрясавшее всех исполнение сцены таяния Снегурочки). Другая грань таланта Л. проявилась неожиданно в оперетте - она пела Валентину в "Веселой вдове" Ф.Легара (постановка Мариинского театра с участием А.Вяльцевой и А.Давыдова). --- В 1909 Л. впервые отправилась за рубеж. После недолгих занятий в Милане у известного педагога Витторио Вандзо она выступила в "La Scala", затем в Париже на сцене театра Шатле исполнила партию Ольги в "Псковитянке" Римского-Корсакова (с участием Шаляпина, В.Дамаева, Е.Петренко, В.Касторского), пела Людмилу в "Руслане и Людмиле" М.Глинки; позднее в лондонском "Covent Garden" участвовала в премьере оперы Э.Вольф-Феррари "Секрет Сюзанны". Осенью 1909 певица отбыла в Америку. Вместе с Г.Баклановым и Е.Бронской она пела на открытии и в первых спектаклях оперы в Бостоне, в Чикагской опере. Ее репертуар "Лючия ди Ламмермур", "Дон Паскуале", "Любовный напиток" Г.Доницетти, "Ромео и Джульетта" и "фауст" Гуно, "Лакме" Делиба. В "Metropolitan Opera" в Нью-Йорке дебютировала в "Травиате", имея партнером Энрико Карузо, затем пела с великим итальянцем в "Риголетто". В числе знаменитостей, с которыми Л. пела в Нью-Йорке, - тенор Алессандро Бончи, баритон Паскуале Амато. Из отзыва "Daily Telegraph"; "Г-жа Липковская - самая прелестная Лючия, какую когда-либо видели в Чикаго...". --- В мае 1910 в Париже, в "Opera Comique" пела заглавную партию в "Таис" Ж.Массне (специально для Л. композитор изменил эту партию, исходя из специфики ее голоса). В августе и сентябре 1910 Л. выступала в Риме, в Милане, в "La Scala" для нее ставили оперу В.Беллини "Сомнамбула". Затем снова Америка, вторые гастроли в "Metropolitan Opera". Вместе с Д.Смирновым Л. пела в "Травиате" и "Риголетто", выступала с концертами в различных городах США. Пресса свидетельствовала о "полном покорении" Америки. Директор консерватории в Чикаго Рабинов предлагал учредить что-то вроде синдиката для пропаганды русского исполнительского искусства, а для начала провести концерты Л. и Смирнова во всех городах США. --- В апреле 1911 Л. триумфатором возвратилась в Петербург. "Я так рада, что очутилась снова в Петербурге и вижу серенькое, но милое небо моей Родины", - говорила она. Но уже в мае она в Париже. В Театре Сары Бернар ставили 6 русских опер, из них две - для Л. - "Царскую невесту" и "Майскую ночь". В "Opera Comique" Л. пела в "Богеме" (партия Мими), в "Фаусте", в "Таис" и "Манон" Массне. По свидетельству журнала "Театр", Массне заявил, что "это - лучшая Манон из до сих пор им слышанных и виденных". --- В сентябре 1911 певица возвратилась в Мариинский театр, заключила с ним контракт на два года. Кроме прежних партий, она пела в "Искателях жемчуга" и в "Секрете Сюзанны", в "Севильском цирюльнике". "Биржевые ведомости" писали о ее партии Снегурочки: "Маленькая, субтильная, воздушная, неземная Снегурочка-Липковская кажется прелестной снежинкой, которая вот-вот умчится вдаль... И это таяние - целая драма: снежинка полюбила!.. в минуту можно выразить всю глубину чувств, и Липковская это сделала!" В том же году она впервые выступила на сцене Большого театра в Москве (Джильда в "Риголетто"). Не прекращались и ее зарубежные гастроли: в октябре 1911 вместе с Баклановым она пела в Венской придворной опере. В декабре 1911- "Орфей и Эвридика" К.Глюка в Мариинском театре (постановка В.Мейерхольда) с Собиновым, в январе 1912 - участие в прощальном спектакле М.Фигнер в Мариинском театре - Микаэла в "Кармен" Ж.Бизе. Наконец, гастроли по России - концерты в Москве, Киеве, Одессе, Екатеринославе, Кишиневе, Ростове, Варшаве, Лодзи, Риге, Вильно. Апрель 1912- спектакли в Будапештской опере. --- Осенью 1912 Л. пела на сцене Мариинского театра - в ансамбле со Смирновым, Собиновым. Тогда же в концерте певицы принял участие знаменитый скрипач Л.Ауэр. С февраля 1913- гастроли по городам России, затем выступления а Париже, в "Grand-Opera". После возвращения на родину Л. пела в Московской опере С.Зимина на сцене Народного дома в Петербурге (антреприза С.Аксарина). Декабрь 1913 - вместе с Баклановым в "Гамлете" А,Тома на сцене Гамбургской оперы. Февральмарт 1914 -Л. покорила изысканную публику театра "Casino" в Монте-Карло. Здесь она выступила в опере-балете Ж.Ф.Рамо "Празднество Гебы" (заглавная роль), в премьере оперы А.Понкьелли "Валенсианские мавры" (партия Элемы). В мае 1914 Л. заключила контракт с Петербургским театром музыкальной драмы (ТМД), известным интересными сценическими решениями оперной классики, и уехала в Милан. Там она готовила с В.Вандзо партии в "Золотом петушке" Римского-Корсакова и опере Сен-Санса "Предки" для следующего сезона в Монте-Карло. С участием Л. и Карузо в МонтеКарло планировали также "Лючию ди Ламмермур", "Риголетто" и "Богему", но эти планы изза начавшейся войны остались нереализованными, также как не состоялись намеченные в "La Scala" на декабрь 1914 года 9 спектаклей "Риголетто" под управлением А.Тосканини. --- В октябре-ноябре 1914 Л. пела в Петербурге: в Мариинском театре участвовала в постановке В.Мейерхольда "Секрет Сюзанны" Э.Вольф-Феррари, в ТМД пела в "Паяцах" Р.Леонкавалло и в опере Ц.Кюи "Мадемуазель фифи"; в основном же выступала на сцене Народного дома, называемого часто "театром гастролеров", в своих знаменитых ролях - в "Манон", "Травиате", "Лакме" (с Шаляпиным). Певица продолжала гастроли в лучших частных театрах России (Киев, Тифлис, Баку). Март 1916, Московская опера С.Зимина - "Риголетто" в ансамбле с Собиновым; тогда же с ним и в Большом театре в "Манон" и "Травиате". Как писала "Рампа и жизнь", "Манон" с Л. и Собиновым - "светлый праздник искусства". В октябре 1916 "Биржевые ведомости" в Петербурге рассказали читателям о намерении Л. создать свой театр, где "она будет ставить оперы на французском и русском языках". Как и почти все проекты тех дней, этот остался неосуществленным. Можно лишь сожалеть, что выдающаяся актриса не смогла испытать свои силы в качестве режиссера. --- После выступлений в Мариинском театре в декабре 1916 Л. вместе со Смирновым и басом А.Мозжухиным пела в Киеве, и затем отправилась за рубеж. Началась беспокойная жизнь "вечного гастролера" - Париж и Монте-Карло, Рим и Лондон, Прага и Вена, Берлин и Стокгольм, Варшава. Русская певица исколесила Северную и Южную Америку, посетила Сингапур, Японию, Китай, Новую Зеландию. В 1925 поселилась в Кишиневе, начала сотрудничество с оперой в Бухаресте. Бухарестская "Рампа" писала о Л. в роли Виолетты: "Она законченная трагедийная актриса. Патетическая игра, сильная выразительность и скульптурная жестикуляция делают Липковскую одной из самых выдающихся артистических фигур эпохи". В 1927, после блистательных концертов в Париже и выступлений в Бухарестской опере с выдающимся итальянским баритоном Умберто Урбано, великая певица приехала на родину. Первое выступление состоялось 13 ноября в Большом зале Ленинградской филармонии, "Жизнь искусства" дала такой отзыв: "Большая, подлинная артистка, с голосом, по-прежнему свежим и певучим, с неисчерпаемыми ресурсами вокальной виртуозности и с властвующим над всем этим вокальным богатством огромным и глубоко индивидуальным артистическим темпераментом - такова Липковская, вновь представшая после десятилетнего отсутствия перед аудиторией филармонии". После трех концертов певица выступила в бывшем Мариинском театре в "Травиате" и в "Севильском цирюльнике". Затем она отправилась в путешествие по стране (Москва, Киев, Ростов-наДону, Одесса, Баку, Тбилиси, Днепропетровск). Из откликов "Известий" на выступление Л.: "Ее колоратура - не виртуозное украшение, а музыкально-оформленные интонации взволнованной речи, легко переходящие в живую разговорную речь, в смех, в слезы, ее декламация - средство создания художественного образа и даже маленькой драмы, звук выразителен, красочен и в то же время не отрывается от музыкально-драматического целого". Свое турне Л. закончила в Ленинграде в апреле-мае 1928, исполнив главные партии в "Мадам Баттерфлай", "Лакме", "Манон", "Севильском цирюльнике", "Риголетто", "Травиате". В это время в Ленинграде гастролировала студия К.Станиславского, и Л. выступила в ее спектаклях "Царской невесте" и "Богеме". Зимой 1928-29 она совершила еще одно длительное турне Ленинград, Москва, Харьков, Киев, Ростов-наДону, Тбилиси, Баку, выступила в бывшей Мариинке в пяти операх. В Ленинграде Л. дала 22 концерта, в Москве - 18, в них принимали участие такие прославленные артисты как В.Качалов, Ю.Юрьев, пианист из Франции Ив Нат, молодой Д.Шостакович. Деятели искусства оценивали ее последние выступления на родине как нечто исключительное: "Липковская была очаровательной женщиной и превосходной артисткой ...ее мимика, жесты поражали чарующей свободой. Все обнаруживало истинный талант - не только певицы, но и драматической и комедийной актрисы". --- В Париже, куда Л. прибыла из СССР, она попала в автокатастрофу. Это заставило ее нарушить обязательства перед концертными организациями и театрами. Артистическая репутация ее в это время была необычайно высока: в США пресса считала, что лишь одна певица легендарная ныне Амелита Галли-Курчи - может состязаться с Л. в совершенстве вокальной техники; в Париже был выпущен альбом "Липковская на сцене и в жизни", чего не удостоились даже ее великие предшественницы. Находясь на вершине славы, певица сократила (очевидно вынужденно) свои выступления. Последний раз она дала концерты в Кишиневе в 1936. В 1937 возглавила кафедру сольного пения Кишиневской консерватории. В 1941, в начале войны, Л. пыталась эвакуироваться с консерваторией. Ее ученица, известная молдавская певица Т.Чебан, вспоминала: "На вокзале я увидела Липковскую. Как и все мы, она хотела попасть на поезд. Неожиданно на вокзал налетели самолеты и начала его бомбить. Все мы разбежались, и я больше не видела Липковскую". Ей все же удалось добраться до Одессы, но оттуда пришлось перебираться в Бухарест. Там она сначала довольствовалась частными уроками, затем начала преподавать в консерватории. Как педагог Л. проявила себя в высшей степени незаурядно: среди ее учеников ряд видных певцов Молдавии и Румынии - Т.Чебан, Л.Боксан, Л.БабичХанку, А.Стырча, известный солист оперы в Бухаресте тенор Г.Зобиан, сопрано ВирджиниЯ Зани (Дзани), выступавшая на лучших сценах Италии и др. В 1952 Л. уехала в Париж, где рассчитывала преподавать в Русской консерватории. Когда и при каких обстоятельствах она оказалась в Бейруте (где скончалась в крайней бедности), неизвестно. --- Л. обладала уникальной суммой дарований: в удивительной гармонии сочетались легкий голос прозрачного, серебристого тембра, феноменальная вокальная техника, высочайшая музыкальная и артистическая культура, огромное сценическое дарование и обаятельная внешность. Во времена Л. в России, в Европе и Америке было несколько певиц-сопрано, обладавших исключительной техникой колоратуры: Альма Фострем, А.Нежданова, Луиза Тетраццини, АТалли-Курчи, Зельма Курц и некоторые др. Все они, однако, не могут сравниться с Л. как трагедийной, лирической и комедийной актрисой, а чисто технический шедевр Л. в записи - ария из "Семирамиды" Дж.Россини - позволяет считать и ее вокальную технику выше, чем у любой из современниц, --- Звуковое наследие певицы сравнительно невелико. Все записи сделаны еще до 1 -и мировой войны, и все же они дают достаточное представление об искусстве певицы. В сезоне 1909/10 в Петербурге были записаны 3 двусторонние пластинки под маркой "Odeon" - на них 4 арии: Виолетты, Снегурочки, две - Марфы из "Царской невесты". Это самые редкие записи Л. В 19 II в США голос великой певицы записывала компания "Columbia". На этих пластинках арии из "Риголетто", "Ромео и Джульетты", "Лючии ди Ламмермур", две арии из "Манон", три дуэта (из моцартовского "Дон Жуана", "Травиаты", "Севильского цирюльника") с испанским баритоном Рамоном Бланшаром, дуэт из "Риголетто" с Баклановым и посвященный певице "Липковская вальс". Все произведения исполнены на языке оригинала. Крупнейшая европейская компания "Gramophone" записывала Л. в 1912-14в Петербурге - всего 1 7 произведений. Пластинки этой компании имели распространение не только в России, но и в Европе, где они включались в категорию "экстра". Среди этих записей выделяются два изумительных фрагмента из "Снегурочки", в том числе знаменитая сцена таяния, две арии из "Царской невесты", ария из "Иоланты" П.Чайковского. Шедевры искусства bel canto - арии из "Риголетто", "Ромео и Джульетты", "Богемы", транскрипции (специально для Л.?) фрагментов из балетов Л.Делиба дают представление о певице в "международном" репертуаре. Совсем незначительно в грамзаписи представлено искусство Л.-камерной певицы: "Шестнадцать лет" А.Даргомыжского, две песни Р.Шумана, в исполнении которых артистка проявила себя редкостным мастером психологически достоверной интерпретации. Все записи "Gramophone" реконструированы и изданы в середине 1980-х фирмой "Мелодия" - одна монографическая пластинка и диск совместно с записями Бакланова. --- Лит.: Kutsch J., Riemens L. Unvergangliche Stimmen. Sangerlexicon. Bern, Munchen, 1975; Арабаджиу P. "Очарованная песней" (Страницы жизни и творчества Л.Я.Липковской). Кишинев. 1977; Его же. "Судьба примадонны" (Воспоминания и документы о жизни и творчестве Л.Я.Липковской). Кишинев, 1989; Перепелкин Ю.Б. Аннотация к пластинке фирмы "Мелодия" М10 46831004 "Лидия Липковская, сопрано" в серии "Музыкальное наследие. Исполнительское искусство". 1986; Пружанский А.М. Отечественные певцы 1750-1917. М.. 1991, --- П.Н. ---


На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют.