МЕЧ и ТРОСТЬ
26 Апр, 2025 г. - 20:16HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]


Электронный словарь
<< Назад     Вперед >>  

ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич ] (4,7.1881, Проскуров, Подольской губ. 5.8.1962, Париж) - религиозный философ, историк философии, психолог и церковно-общественный деятель. Отец З. был педагогом и одновременно церковным старостой, дед священником. До 14 лет З. был очень религиозен, в 15 лет под влиянием произведений Д. Писарева пережил сомнение в вере, увлекся науками. Намереваясь стать врачом, предполагал сначала основательно изучить естественные науки. По окончании киевской гимназии З. в 1900 поступил на естественное отделение физико-математического факультета Киевского университета. Здесь он много работал по всем дисциплинам, но особенно по электрохимии и электрофизиологии растений. На 2-м курсе естественного факультета (1902) поступил в семинар профессора Челланова и стал заниматься психологией и философией (позднее, после отъезда Челланова в Москву, в 1905 семинар перешел в ведение З. В студенческие годы, испытывая внутреннюю потребность решить для себя вопросы веры, все свое свободное время в течение двух лет посвящал изучению основ христианства, истории церкви: прочитал сочинения Вл.Соловьева и благодаря его влиянию окончательно встал на позиции религиозного мировоззрения. В юности З. сотрудничал в нескольких газетах: "Юго-Западная неделя", "Юго-Западный край" (где раз в неделю помещал философский фельетон), "Народ". С 1902 печатал статьи по психологии и философии в журналах "Педагогическая мысль" и "Вопросы философии". К этому периоду относится его сближение с С.Булгаковым. --- Государственные экзамены на естественном факультете З. не держал, с осени 1904 перешел на историко-филологический факультет: сначала на философское, потом на классическое отделение. Осенью 1905 вместе с профессорами Киевской Духовной академии стал организатором киевского Религиозно-Философского общества, в котором был заместителем председателя, ас 1911 - председателем. По окончании университета (1909) был оставлен при нем для подготовки к профессуре. Одновременно приглашен преподавать на Женских курсах, где читал циклы лекций "Введение в философию" и "Психология детства". Через год начал читать курсы по общей психологии и психологии детства в Институте дошкольного воспитания, где через 2 года был избран директором. В 1912 выдержал магистерский экзамен и был утвержден штатным доцентом при кафедре философии. Одновременно работал над диссертацией. Летом 1913 и 1914 побывал в Италии, Австрии и Германии, где продолжал работать над диссертацией. В мае 1915 в Московском университете состоялась защита его магистерской диссертации "Проблема психической причинности", которая считалась одной из лучших работ на эту тему как в русской, так и в мировой науке. С 1915 З. - экстраординарный профессор психологии Киевского университета. --- После революции 1 917 против воли был вовлечен в политическую деятельность: неожиданно для самого себя стал министром исповеданий в правительстве гетмана П.Скоропадского (1918), надеясь помочь церкви в трудное время. Это была единственная попытка З. принять участие в политической деятельности. В 1919 был членом Украинского Церковного Собора. --- В январе 1920 З. покинул Россию. В эмиграции вначале был профессором философии в Белградском университете сразу на двух факультетах - богословском и философском (1920-23). В Белграде З. стал членом студенческого православного кружка (по приглашению студентов). В 1923 брат З., живший в Праге, добился его приглашения во вновь организованный Русский педагогический институт, где З. занял кафедру экспериментальной и детской психологии, а позднее возглавил весь институт. В 1923 З. принял активное участие в съезде русских эмигрантских кружков молодежи. Съезд положил начало Русскому студенческому христианскому движению, председателем которого З. был избран в 1924 и оставался им до самой смерти, В 1926 чешское правительство прекратило субсидию Педагогическому институту, и З., воспользовавшись полученной им Рокфеллеровской стипендией, поехал в США для изучения постановки там религиозного воспитания; пробыл в Америке 9 месяцев. По возвращении, летом 1927, обосновался в Париже (где прожил всю оставшуюся жизнь), являясь профессором Богословского института. --- В 1939 за день до объявления войны французские власти арестовали З. и без суда, следствия и даже обвинения заключили в Центральную тюрьму в Париже, где он провел 40 дней в одиночной камере, после чего был отправлен в лагерь; здесь, несмотря на заступничество ученых и церковных деятелей, пробыл 14 месяцев, стараясь нравственно поддерживать заключенных. Пребывание в одиночной камере и в концлагере привело З. к решению принять священство, и в марте 1942 он был рукоположен митрополитом Евлогием (позднее Евлогий полагал сделать З. епископом, своим преемником, но З. отказался - по природному смирению, нелюбви к парадной стороне епископской деятельности и по состоянию здоровья). --- В 1948 получил степень доктора за монографию "История русской философии" (2 тт. Париж, 1948-50). Во Франции З. занимался церковно-общественной, научной и педагогической деятельностью. Участвовал в работе нескольких организаций, но прежде всего Русского христианского студенческого движения, Движение включало не только студентов, но интеллигентов всех возрастов.З. говорил: члены движения студенты, т.к. стремятся к просвещению. Он мыслил движение как живую силу церкви, которая формирует церковную интеллигенцию, задача которой - построение православной культуры: был убежденным сторонником аполитичности церкви. Другая важная сторона деятельности З. - работа в Парижском Богословском институте, где он преподавал философию, психологию, педагогику, апологетику и историю религии; пользовался большим личным влиянием в совете профессоров; играл важнейшую роль в финансовой жизни института - составлял бюджет, следил за его исполнением, хлопотал о деньгах и т.п. Институт сыграл большую роль в истории православного богословия, сохранив традиции русской богословской школы. --- Взгляды З. в целом сформировались под влиянием религиозных исканий Н.Гоголя, Л.Толстого и философского учения Вл.Соловьева. Основные работы З. посвящены истории русской философии, своеобразие которой он видел в ее религиозной устремленности, в преобладании историософских и этико-антропологических тем; русский материализм З. рассматривал как извращенную форму религиозного сознания. Был пионером в создании христианской антропологии - христианской науки о человеке. --- З. был духовным отцом множества людей: он обладал даром "душеводительства и душепопечения", и к нему тянулись страдающие люди, которым он помогал разобраться в запутанности их внутреннего мира, давал советы по самым разнообразным вопросам - семейной жизни, воспитания детей, научным проблемам и др. Воспоминания современников добавляют штрихи к портрету этого замечательного человека: по самосознанию он был "русским украинцем" - т.е. считая себя украинцем, рассматривал украинский народ как ветвь русского народа: украинского языка не знал, говорил порусски, но с типичным южным акцентом; свободно владел французским, немецким, английским языками: по складу ума считал себя историком, т.к. любое явление старался понять и оценить в исторической перспективе; по политическим убеждениям был конституционным монархистом; был очень предан семье и всю жизнь помогал родным, особенно матери, которая после революция осталась в России: был не просто семьянином, но вообще почитателем семейного начала, видя в семье дарованную Богом полноту жизни: всегда жил в бедности, но имел все необходимое - пропитание, деньги на покупку книг, поездки, подарки, лечение (всегда в обрез!): отличался редкой душевной добротой, никому не отказывал в помощи; советы давал мягкие, всегда стремился всех "понять и простить". Знал за собой "пассивное отношение к своей судьбе", "неумение, а потому нежелание "строить свою жизнь". Однако в старости писал: "Оглядываясь на прожитую жизнь, я вижу в ней какую-то логику, рисунок, который был создан не мною, но выявлению которого содействовало мое пассивное отношение к судьбе". --- В июне 1962 З. перенес операцию по удалению желчного пузыря и камней желчного протока, после чего развилось осложнение в виде уремии, приведшее к смерти, Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже, --- Соч.: Психология детства. Лейпциг, 1924; Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Париж, 1934; Русские мыслители и Европа, 2-е изд. Париж, 1955; Основы христианской философии. В 2-х т. Париж, 1961-64. --- Лит.: Верховской С. О В.Зеньковском // НЖ, 1962, № 70. --- М. Куликова ---


На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют.