МЕЧ и ТРОСТЬ
17 Мар, 2025 г. - 12:31HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]


Электронный словарь
<< Назад     Вперед >>  

ДОН-АМИНАДО ] (наст. фам., имя Шполянский Аминад Петрович/Аминодав Пейсахович; псевд. Гидальго, Ама, Вероника К., Страшноватенко и др.) (25.4.1888, Елизаветград 14.1 1.1957, Париж) - поэт, прозаик. Родился в мещанской семье, в 1906 окончил елизаветградскую классическую гимназию, учился на юридическом факультете Новороссийского университета в Одессе, в 1910 окончил (экстерном) юридический факультет Киевского университета, Тогда же начал литературную деятельность в качестве корреспондента елизаветградской газеты "Голос Юга". --- В 1910-12 служил помощником присяжного поверенного в Москве, вращался в московских литературных кругах, где познакомился с И.Бунаным, В.Ходасевичем, В.Брюсовым; с 1914 - член Общества деятелей периодической печати и литературы. После начала 1-й мировой войны около года находился на фронте, отразив свои впечатления в первой книге стихов "Песни войны" (М., 1914). Написанные в бодром патриотическом духе, они были проникнуты болью за судьбы мира и культуры ("Реймсский собор" и др.), но не выделялись на фоне военной лирики тех лет. Свой собственный голос Д.-А. нашел в стихотворных юморесках и литературных пародиях, печатавшихся в журнале "Женское дело" (1915, № 1-3), а также в циклах газетных фельетонов "Соринки дня" и "Вечерние новости", В 191416 сотрудничал в газетах "Раннее утро", "Одесская газета", "Утро России" (1916), журналах "Красный смех" (1915), "Будильник" (1916-17) и др. В 1915 Д.-А. был ранен и вскоре демобилизован, с 1916 активно занимался журналистикой, сотрудничая в московских изданиях ("Вечерние новости", "Новь", "Рампа и жизнь", "Кулисы" и др.) как обозреватель, театральный рецензент, хроникер, фельетонист. В 1916 стал сотрудником петроградского еженедельника "Новый Сатирикон", где вплоть до 1918 появлялись его стихотворные фельетоны, литературные пародии, юморески. Особенно удачны остроумные пародии на деятелей искусства и писателей (А.Блока, Ф.Сологуба, К.Бальмонта, А.Ахматову и др.). Отмечая высокий уровень мастерства Д.-А., критики писали, что его звучные стихи поражают "остротою гротеска, неожиданностью образа, красотою рифмы". --- Февральскую революцию встретил восторженно ("Первая радость"). В мае 1917в московском Новом театре П.Кохмановского шла его пьеса "Весна семнадцатого года"; судьба свергнутого с престола Николая II сравнивалась в ней с участью других монархов (Людовика XVI, португальского короля Мануэля, персидского шаха Мухамеда Али и др.), Октябрьскую революцию Д.-А. не принял. В 1918-19 жил в Киеве, печатаясь в киевских газетах "Утро", "Вечер", "Киевская мысль" и в одесском "Современном слове", 20.1.1920 из Одессы эмигрировал в Константинополь, Вспоминая минуты отъезда, Д.-А. писал: "Все молчали. И те, кто оставался внизу на шумной суетливой набережной, И те, кто стоял наверху на обгоревшей пароходной палубе, Каждый думал про свое, а горький смысл был один для всех: "Здесь обрывается Россия над морем черным и глухим". Из Константинополя через Марсель приехал в Париж, где прожил все оставшиеся годы. --- Эмигрантский период творчества Д.-А. оказался особенно плодотворным. Сборники стихов и прозы "Дым без отечества" (Париж, 1921), "Наша маленькая жизнь" (Париж, 1927), "Накинув плащ. Лирические сатиры" (Париж, 1928) продолжали классическую традицию русского юмора с его состраданием к "маленькому человеку", но эта тема трансформировалась прим.тельно к эмигрантскому зарубежью. "Дым без отечества" щиплет глаза, туманит сознание его героя, злой скепсис разочаровавшегося в революции либерального интеллигента превращается в мировую вселенскую скорбь. Прежний мир хрустнул и раскололся, "как маленький орех", поэтому герой Д.-А., близкий самому автору, не верит ни в народ, ни в высокое искусство. Книга "Наша маленькая жизнь" посвящена расколу эмиграции на партии и группки, ожесточенно спорящие о "способах спасения Руси"; сатира достигает здесь наибольшей остроты, сарказм и горестная ирония преобладают, Рассказывая о трудной жизни русского эмигранта в Париже (цикл "Бескрылые дни"), поэт замечает "испивших последнюю каплю", "стоящих на самом краю", "маленькая жизнь" русской колонии раскрывается как бесконечная цепь унижений и страданий. Поэт показал духовный кризис интеллигенции, оставшейся без родины, оторванной от народной почвы. Назвав Д.-А, "совершенно замечательным поэтом", М.Цветаева писала ему: "Вся Ваша поэзия - самосуд эмиграции над самой собой... Вы каждой своей строкой взрываете эмиграцию". Лирический герой сборника "Накинув плащ" - романтический бродяга, странник по Вселенной. Характерное для ранней поэзии неприятие пошлости и бездуховности, критика мещанства затуманены налетом ностальгии. Автор грустит о старом быте, унесенном войной и революцией, испытывая нежность даже к мещанской провинциальной жизни с исправником и "тещей". Заметив сильную лирическую струю в сатирических произведениях Д.-А,, Бунин писал в 1927: "Дон-Аминадо гораздо больше своей популярности (особенно в стихах) и уже давно пора дать подобающее место его большому таланту - художественному, а не только газетному, злободневному". --- С годами желчная интонация первых эмигрантских сборников сменилась более мягкой, юмористической.Д.-А. призывал к бодрости и стойкости, советовал соплеменникам "не шляться с мордой освежеванного кролика". В 1920-30-х он активно сотрудничал в берлинских и парижских изданиях, редактировал детский журнал "Зеленая палочка" (1920-21), печатался в газетах "Свободные мысли", "Последние новости", журналах "Иллюстрированная Россия", "Современные записки", "Скифы" и др. В газете "Последние новости" из номера в номер появлялись его остроумные фельетоны на злобу дня, смысл которых можно охарактеризовать названием стихотворной сатиры "Всем сестрам по серьгам" (отд. изд. Париж, 1931). А.Седых писал: "В стихах ДонАминадо был лиричен. Его проза напоминала удары рапиры". Светлым юмором окрашены лишь детские произведения Д.-А. ("Рассказ про мальчика Данилку, серую котомку и еще что-то". Берлин, 1922). Критики ставили ему в заслугу создание образа "денационализированного" эмигрантского мальчика Коли Сыроежкина. --- В 1931 Д.-А. стал ведущим сатириком русского зарубежья, возглавив возобновленный в Париже журнал "Сатирикон", но, как писал Л.3уров, Д.-А. "в жизни был талантливее своих фельетонов. Остроумие, как и жизненная энергия, казались в нем неистощимыми, у него была всезмигрантская известность". Вышедшая в 19 35 в Париже книга "Нескучный сад" содержала, наряду со стихами, циклы афоризмов под общим заглавием "Новый Козьма Прутков" ("Похвала глупости", "Российские крестословицы", "Любовь к ближнему", "Философия каждого дня" и др.). С помощью сатирического парадокса и иронического каламбура подвергались переоценке все жизненные критерии и моральные ценности, выворачивался "наизнанку" расхожий катехизис мещанской морали. Предшественник автора этих афоризмов - не столько простоватый тугодум Козьма Прутков, сколько блестящий Оскар Уайльд. --- Творчество Д.-А. было замечено на родине: перепечатывая ряд произведений, журнал "За рубежом" назвал его "одним из наиболее даровитых уцелевших в эмиграции поэтов", заметив, что в его стихах "отражаются настроения безысходного отчаяния гибнущих остатков российской белоэмигрантской буржуазии и дворянства". В том же духе выдержаны отзывы М.Горького о Д.-А.; он считал его подлинным выразителем настроений эмиграции ("человек неглупый, зоркий и даже способный чувствовать свое и окружающих негодяйство"). --- В последние годы жизни Д.-А. все чаще обращал свой взор к России, размышляя о ее исторических судьбах и судьбах своего поколения. В книгу "В те баснословные года" (Париж, 1951), наряду с лирическими стихотворениями о дореволюционной России и картинками эмигрантского быта, вошли "Афоризмы Козьмы Пруткова". В отличие от предыдущих они более философичны: исчезли злободневные намеки на Гитлера и Сталина, появились общечеловеческие мотивы и ностальгические ноты. В этот период Д.-А. приходит к горестному выводу, что "цена изгнания есть страшная цена". Эта мысль доминирует в книге воспоминаний "Поезд на третьем пути" (Нью-Йорк, 1954; М., 1991), где повествование о жизненном пути автора, характеристика литературно-художественной жизни России и русского зарубежья даны сквозь призму мироощущения эмигранта: "Бури. Дерзанья. Тревоги. Смысла искать - не найти. Чувство железной дороги... Поезд на третьем пути". --- Являясь итоговым произведением Д.-А,, эта книга содержит выразительные портретные характеристики (не всегда справедливые) многих современников. Оценивая значение творчества Д.-А., Седых писал: "Дон-Аминадо был сатириком, достойным наследником Козьмы Пруткова, а по-настоящему он хотел быть только поэтом, писать об уездной сирени и соловьях, о золотых локонах Тани в легкой зимней пороше". З.Гиппиус, напротив, считала, что Д.-А. был "задуман, как поэт гражданский, "некрасовской школы", поэтому его лирические стихотворения часто обрываются "неожиданным прозаическим "смешным словом", не всегда удачным". Сатирик, действительно, был в Д.-А. сильнее юмориста, однако и за тем и за другим все же скрывался тонкий и грустный лирик. --- После 2-й мировой войны, во время которой Д.-А. занимал антифашистскую позицию, он уехал из Парижа в Монпелье, затем в Йер. Он почти не печатался, живя уединенно и называя себя "иеромонахом". По свидетельству Седых, ежедневные фельетоны в газетах он заменял письмами в Америку, которые были столь же блистательно остроумны. В письмах к Д.-А. Цветаева точнее других определила главную черту его творчества, говоря о "лирической жиле", которая есть "почти в каждой его шутке". --- Соч.: Pointes de feu. Recueil de maximes. Paris, 1939; Из парижского архива Дон-Аминадо. Публ. Н,В.Волковой // Встречи с прошлым, вып. 7. М., 1990. Парадоксы жизни: Стихотворения, воспоминания, афоризмы.М., 1991. --- Лит.: Шаховская 3. Отражения. Париж, 1975; Спиридонова (Евстигнеева) Л.А. Русская сатирическая литература.М., 1977; Бахрах А. По памяти, по записям. Литературные портреты. Париж, 1980; Одоевцева И. На берегах Сены. Париж, 1983; "Ковчег". Поэзия первой эмиграции. Сост.В.Крейд.М., 1991. --- Арх.: РГАЛИ, ф. 2257; Колумбийский ин-т, Бахметьевский арх. (США). --- Л. Спиридонова ---


На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют.